Галина Гроздова
Открытое занятие из цикла «Моя Родина — Кузбасс» «Подземные богатства кемеровской области»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСВА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию представлений детей о природных богатствах недр Кемеровской области, : какие и где находятся месторождения природных ископаемых; формированию умения распознавать некоторые минералы, используя сенсорные анализаторы, сравнивать, выделяя характерные признаки и качества; расширить знания детей об использовании угля; воспитывать чувство гордости и ответственности за богатства нашего края.
Публикация «Открытое занятие из цикла „Моя Родина — Кузбасс“ „Подземные богатства кемеровской области“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Кемеровской области, значки-символы природных ископаемых, образцы минералов: железная руда, глина, мрамор, уголь, кремний, известняк, песок. Картинки и предметы для знакомства детей с использованием угля в других областях применения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций о труде шахтеров, пополнение коллекции камней и минералов.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Дети, к нам в гости приехал Незнайка! Помните, как мы были у него в гостях, в Солнечном городе? Теперь Незнайка погостит у нас, а мы ему расскажем о Кемеровской области, о ее богатствах.
Давайте мы ему все расскажем и покажем про Кузбасс!
Незнайка:
- А что такое Кузбасс?
Педагог:
- Это кузнецкий угольный бассейн.
Незнайка:
- Ура! Бассейн! Я люблю купаться!
2. Вводный рассказ.
Педагог:
- Это бассейн, в котором не купаются. Посмотрите на карту, по своему строению кузбасская земля представляет собой впадину, как бы котловину. Кузнецкая котловина на географических картах кажется зеленым пятнышком, рассеченным синей жилкой реки Томи. Если посмотреть чуть поближе (карта западной Сибири, то можно увидеть, что котловина с трех сторон окружена горами и похожа на неправильный прямоугольник.
На небольшой площади находятся огромные запасы каменного угля, железной руды, руд цветных металлов.
3. Работа с картой.
- Сейчас мы рассмотрим некоторые камни, картинки и расставим значки на карте, чтобы было видно чем богат наш край.
Пред нами золото – его добывают на юге Кузбасса, в районе рек
Мрас-Су, Берикуль. Такой значок О- - обозначает золото.
Значок /\ - обозначает месторождение железной руды. Залежи, которой расположены в районе Салаирского кряжа, на границе с Алтаем.
Здесь, также расположено месторождение цинка и марганца. Эти минералы мы отметим значками – О.
В горной Шории находится месторождение свинца, кадмия, меди. /\ - значок цветных металлов.
В районе Анжеро-Судженска обнаружены залежи известняка, кварцита, песчаника, доломита, мрамора. Отметим эти богатства так : П
В Кузбассе обнаружили много подземных минеральных источников воды. Такие как березово-ярская, борисовская.
Но самое главное богатство в Кузбассе – это каменный уголь. П – это знак каменного угля.
«Горючий камень» был открыт в начале 18 века (200 лет назад)
Крепостным крестьянином Михаилом Волковым. Залежей каменного угля в Кузбассе много, и некоторые из них выходят прямо на поверхность, даже рыть не надо. Одним из таких месторождений можно назвать Кедровский угольный разрез.
4. Физкультминутка.
Воспитатель: ребята давайте покажем Незнайке, как давным-давно добывали уголь!
Дети встают в круг: И. п. : руки в «замок», ноги на ширине плеч.
Дети выполняют «рубящие» движения под счет.
5. Беседа – ознакомление.
Теперь посмотрите на карту кемеровской области : мы увидим, что на ней целая россыпь квадратов, треугольников и кружочков – это все богатства Кузбасса!
Незнайка:
- Вот это да! А зачем нужен уголь? Ну, железная руда – для изготовления машин, инструментов. Вода – пить. Камни и золото – для украшений. А углем можно только печки топить.
Воспитатель:
- Ошибаешься, Незнайка! Наш уголек пылает не только в печах и котельных ТЭЦ, но и на металлургических заводах. Ведь чтобы из руды получить металл, нужно руду расплавить. А еще из угля химики делают множество полезных вещей. Посмотрите на картинки и представьте, что мы пришли в универмаг.
Вот отдел детских игрушек. Все игрушки: слоны, куклы, машинки сделаны из пластмассы. А пластмасса сделана из угля!
Вот аптечный ларек. Здесь можно купить различные лекарства, и в том числе аспирин. А вот отдел парфюмерии. Глядя на красивый флакон с духами, трудно представить себе, что они, как и лекарства «родились» из каменного угля. А между тем это так!
Из каменного угля производится каменноугольная смола, нафталин, технические масла, асфальт, спирты, удобрения, резина, красители!
Вот как богат этот «СОЛНЕЧНЫЙ КАМЕНЬ»!
6. Игра – обследование.
Воспитатель: - Ребята, предлагаю сравнить
• каменный уголь и кусочек железной руды.
Дети сравнивают по цвету, форме, весу и по их применению в обиходе.
• Глина и каменный уголь;
• Мрамор и каменный уголь.
Воспитатель:
- Вы, все задания выполнили правильно. Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей).
Незнайка: - Да-а! А я и не знал, что из угля можно сделать так много полезных вещей! А вы, ребята, знали? (ответы детей).
Воспитатель: - Ну вот, Незнайка, мы тебе рассказали, в каком сказочном краю мы живем! Но это еще не все! Мы тебе рассказали лишь о подземных сокровищах нашего края, а про остальные богатства, ты узнаешь на следующих занятиях.