Вера Матвеева
Открытое занятие для детей среднего дошкольного возраста «История кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-познакомить детей с историей куклы, её внешним обликом;
-вызвать радость при рассматривании народных игрушек и чтении произведений малых фольклорных форм;
-воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров;
-воспитывать бережное отношение игрушкам;
-активизировать речь детей, побуждать употреблять слова характеризующие качество предметов (дерево- деревянный, солома- соломенная, глина – глиняная; тряпичная);
Предварительная работа:
1. рассматривание альбома «В мастерской художника»
2. рассматривание книги «Матрёшка»
Темочки:
3. украшение матрёшки к празднику «День Матери»
4. чтение художественной литературы: «Соломенный бычок», «Новая кукла» Воронковой, чтение стихов о куклах Г. Ладонщикова, С. Капутикян, В. Берестова.
Материал: различные виды кукол, сундук
___
Ход занятия:
Дети заходят в зал (под музыку) и встают полукругом.
Вос-ль:- Наш красивый зал опять, очень рад гостей встречать, давайте, ребята, поздороваемся с гостями (дети здороваются)
Вос-ль: - А теперь сюрприз ребята!
В сказку приглашаю вас
Не стесняйтесь, проходите
И на стульчики садитесь.
(дети садятся)
Вос-ль:
Сказка уж давно пришла
Очень деток ждёт она.
Где ты, сказка, отзовись!
Нам, ребяткам, покажись!
(появляется Петрушка, взрослый исполняет роль Петрушки)
Петрушка:
-Здравствуйте, ребятишки,
Озорники и шалунишки!
Мой красивый колпачок,
Сдвинут лихо на бочок,
Я забавная игрушка.
А зовут меня ….(Петрушка)
Петрушка:
-А знаете, откуда я к вам пришёл? Нет? Из волшебной страны «Кукляндии»! Там так много разных кукол! Есть даже такие, которыми дети играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше? Нет?
Вос-ль:
-Петрушка, может быть, ты нам расскажешь о истории кукол?
Петрушка:
- С удовольствием не только расскажу, но и покажу! Но для этого нам нужно отправиться в путешествие в страну «Кукляндию». А на чём же мы туда поедем?
Восп-ль : Может быть на самолёте? Это весело, интересно и быстро!
Раз, два,повернись, в самолёте очутись! (дети кружатся на месте) Ну что-ж, полетел!
(Дети «летят» друг за другом, Петрушка – впереди, звучит соответствующая фонограмма)
Петр. :
-Вот мы и прилетели!
Восп-ль: Раз, два, покружись, и на землю приземлись! («приземляемся»)
Петрушка:
Друзья, в страну Кукляндию
И папы побывали в ней
И мамы все, поверь,
И бабушки и дедушки
Дадут тебе ответ
Что лучше, чем Кукляндия
Страны на свете нет!
(дети садятся на стульчики)
(Звучит магнитофонная запись - волшебная мелодия).
Петрушка:
Есть у меня
Волшебный ларец… (показывает на сундук)
Там заперт на ключ (показывает ключ)
Волшебный дворец…
Позвонили в бубенец (звук колокольчика)
И попали во дворец…
Открывается палата (поднимает крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (Нет)
Есть ли там сокровища? (Да)
- Как вы думаете, ребята, что это у меня в сундуке?
(предположения детей).
- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук?
- Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?
- Сейчас я вам не только их покажу, но и о них расскажу.
- Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни ткани, дети играли вот такой (показывает полено) куклой.
-Повяжет девочка на него платок, наденет юбку,и кукла- модница готова отправиться в гости или на праздник…
(показ действий)
Вос-ль:
-А как ещё можно играть с такой куклой?
Дети:
-кормить, гулять, укладывать спать.
Вос-ль:
-Давайте расскажем потешку, и может быть, наша кукла уснёт.
Дети хором рассказывает потешку (один ребёнок держит в руках куклу)
-Баю-баю, баю-бай.
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули
Нашу Таню не буди.
Тёмна ноченька, не спится
Наша Танечка боится.
Ты, собачка, не лай.
Нашу Таню не пугай!
(кукла уснула)
Воспит-ль :- Интересно с ней играть? Почему?
- Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она неяркая,у неё нет выражения лица. Но, ребята, раньше не было других кукол, и наши прапрабабушки играли такими. Они их любили, так же, как и вы любите свои игрушки.
Далее Петрушка показывает и очень коротко рассказывает о некоторых видах кукол :
Деревянные (вырезанные из дерева) : рыбак, дедушка…
Вос-ль: из чего сделаны эти игрушки?
Дети: из дерева.
Вос-ль: Как их можно назвать?
Дети: деревянные игрушки.
Вос-ль: Правильно, молодцы!
Вос-ль:
-Не раскрашена игрушка,
Хоть скромна, но хороша.
В этом маленьком брусочке
Чудо-мастера – душа!
Вос-ль: На «потеху» детям, мастера вырезали из полена куклы, игрушки - скульптуры. Игрушки, сделанные мастерами, называли
«потешными»,
Люди даже стишок – потешку придумали, и мы с вами её тоже знаем
(проговариваем хором) :
-та-ра-рушки,та-ра-рушки- это русские игрушки,
очень славные, да забавные!
-Тарарушки же потому, что было в старину такое слово- «тарарай». Так называли «сказочников» «шутников».
Петрушка :
-Поглядите-ка, скорее,
щёчки – розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки
Русские матрёшки.
Чуть лишь испугаются
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки!
(Показывает матрёшек)
Вос-ль:
-эта игрушка с сюрпризом!
Посмотрите-ка, ребятки
Чем матрёшечка богата.
У матрёшки невелички,
Есть весёлые сестрички!
-Матрёшка - любимый всеми российский сувенир. Душа и образ России.
Но матрёшки не сразу были такими ярким,сначала они были очень простыми (показываю заготовку, а мастер рисовал ей только лицо (показываю, рисую маркером лицо заготовке матрёшки)
Девочка :
Мы матрёшки, мы сестрички.
Мы толстушки- невелички
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть!
Вос-ль:
-А вот и успеем. Выходите девочки на танец.
(физ. минутка- танец «Матрёшки»)
Далее Петрушка покаывает глиняные куклы. (Дымковские)
Вос-ль: хороши деревянные игрушки, но задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные. забавные фигурки, обожгли их в печке,раскрасили угольком, а потом вскоре придумали краски и раскрашивали глиняных кукол красками. Так появились глиняные куклы. Эти куклы - игрушки сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения.
Далее Петрушка показ. соломенные куклы
Вос-ль :- Солому,из которой делали кукол, сначала собирали, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали.
-Дети, а с соломенной куклой интересно играть?
- Интересно, но она не прочная и легко ломается.
Петрушка:
Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (достаёт из сундука)
-Дети, почему она так называется?
(ответы детей, повторение.)
Вос-ль: Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать это значит переплетать нитки, в результате получается -ткань. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей - кукол.
Петрушка: -Тряпичных кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и куклы своей дочке передаёт. Существует очень много видов тряпичных кукол. Была кукла игровая – ею играли дети,
и была обереговая кукла – она спасала человека от различных опасностей (оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого
Все куклы делались без иголок и ножниц, нельзя было пользоваться колющими предметами.
Вос-ль:- Конечно, как бы ни хороша была тряпичная кукла, всё же с настоящей современной куклой её не сравнить. (Петрушка достаёт из сундука современную куклу)
- Кристина и Арсений расскажут, из чего же сделаны современные игрушки.
Дети :
1. Из чего у нас игрушки
Куклы, мишки и хлопушки?
Из искусственного меха,
Ткани и резины,
Из пластмассы и железа,
Дерева и глины.
2 .
Мастера- художники
Игрушки создавали,
Лепили, рисовали,
Яркие, нарядные…
Игрушкам очень рады мы!
Восп-ль : С куклами мы играем, и стишок об этом знаем! (пальчиковая игра) :
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту. (поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)
Петрушка: вот и закончилась моя сказка о истории куклы,
-Вы скажите мне друзья,
понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Петрушка:
Со сказкой жалко нам прощаться
Но мы не будем унывать
Сказку будем снова к себе в гости ждать!
Ведь не зря люди говорят :
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» (поговорка)
-Страна «Кукляндия» дарит вам матрёшку с сюрпризом (внутри конфеты, отдаёт в руки воспитателю)
-Дети, помните, игрушки очень любят вас, а вы знаете, как нужно обращаться с игрушками?»
Дети: бережно, нежно, аккуратно…
Восп-ль: -а мы с ребятами для тебя, Петрушка, и для всех гостей приготовили сюрприз-песню про игрушки и про дом,где они живут- детский сад.
(поём)
Вос-ль: -А сейчас, ребята, садимся в самолёты и полетим из страны Кукляндии к себе в Талицу, в наш детский сад, отведаем угощение!
Дети:У-У-У(«летим» в группу)