Ляхова Екатерина Витальевна
Конспект беседы-тренинга «Мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
___
Конспект
Открытого занятия
Беседы-тренинга
на тему: «Мир профессий»
Подготовила и провела
воспитатель:
Ляхова Е. В.
Москва – 2022
Цель:
1. Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в профессиональной сфере.
Задачи:
Обучающие:
1. Изучить классификации профессий.
2. Обучить составлению резюме.
Развивающие:
Публикация «Конспект беседы-тренинга „Мир профессий“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
1. Развивать речь, мышление, внимание и наблюдательность воспитанников.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
2. Воспитывать желание учиться и выбрать профессию.
Методы: Словесные; наглядные (использование мультимедийной презентации); практические (выполнение практических заданий с целью закрепления новых сведений о правилах написания резюме); диагностические (рефлексия).
Форма занятия: Беседа-тренинг.
Целевая аудитория: воспитанники в возрасте от 15 до 17 лет.
Оборудование и материалы:
1. Компьютер, презентация, памятка по составлению резюме, карточки с заданиями, бланки опросника Е. А. Климова по предмету труда.
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент (2 мин).
Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, не далеко тот час, когда вы получите аттестат об образовании, кто-то уже получит диплом об окончании колледжа и вы вступите в новую пору своей жизни. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии. А те, кто уже обучается в колледжах задумываются о местах своего трудоустройства.
Воспитатель: При выборе профессии существует множество нюансов. На данном занятии вы сможете раскрыть широту своего кругозора и продемонстрировать способность ориентироваться в мире профессий, от сюда и тема нашего занятия «В мире профессий».
II. Основная часть (40 мин.)
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам притчу об отношение к труду. Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?». Землекоп ответил: «Копаю проклятую яму!». Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий, с воодушевлением ответил: «Я вскапываю землю для того, чтобы тут построили прекрасный дом». Скажите мне пожалуйста, в чем смысл этой притчи?
Дети: Смысл заключается в том, что есть разное отношение к своему труду, для кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого- является жизненной необходимостью, а третий видит в своей работе смысл, перспективу. Испытывает радость от результатов своего труда.
Воспитатель: Да, это абсолютно верно. Для того чтобы сделать правильный
выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях и
их особенностях, уметь «примерять» их на себя и делать выводы.
Воспитатель: Давайте теперь мы посмотрим, как же вы все-таки ориентируетесь
в профессиях. Ребята, скажите мне чем отличаются профессия от специальности?
Дети: Профессия- род это трудовой деятельности человека, для выполнения которой он должен обладать определенными знаниями, навыками. А специальность- это вид занятий в рамках одной профессии.
Воспитатель: Совершенно верно. А кто может привести пример профессии и специальности?
Дети: Профессия-врач, а специальность-стоматолог.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру с интересным названием К, Р, О, П. Для этого вам нужно разделиться на 2 команды, представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием.
Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Приложение 1.
Воспитатель: Здорово, вы все большие молодцы. Готовы поиграть еще?
Дети: Да.
Воспитатель: Все вы знаете, известную игру Крокодил. Я немного изменила игру, чтобы она подходила под нашу тему. Каждому из вас нужно будет вытянуть карточку, на которой будет написана какая-либо профессия или специальность, и вам нужно будет показать ее без слов, можно использовать жесты, мимику, даже какие-то звуки, но никаких слов! Вы готовы?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Тогда начнем. (Раскладываются карточки с профессиями и каждый из воспитанников вытягивает по очереди по одной карточки).
Воспитатель: Вам понравилась игра?
Дети: Да, было очень весело и познавательно.
Воспитатель: Прекрасно. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. В современном мире существует более 40 тысяч различных родов деятельности. Однако мир профессий далеко не статичен. Ежегодно в мире «рождается» около 500 профессий. Все мы прекрасно понимаем, что выбор профессии — это самый важный шаг в жизни человека, а мир профессий действительно очень многообразен, и у человека появилась необходимость как-то упорядочивать его, разделить на группы, т. е. провести классификацию. Самой популярной является классификация Е. А. Климова по предмету труда. Он выделяет следующие типы профессий :
1. Человек - техника. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Например, инженер, сварщик, строитель и сантехник.
2. Человек - человек. К этой группе относятся профессии, связанные с работой с людьми. Например, воспитатель, врач, экскурсовод, тренер.
3. Человек - природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями. Например, кинолог, биолог, ветеринар, фермер.
4. Человек - знаковая система. К этой группе относятся все профессии, связанные
с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами.
Например, бухгалтер, системный аналитик, редактор.
5. Человек - художественный образ. К этой группе относятся профессии, связанные
с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-
сценической деятельностью. Например, актер, дизайнер, визажист, музыкант.
Воспитатель: Давайте узнаем к какой категории относитесь вы. Для этого вам
нужно ответить на вопросы и подсчитать количество баллов. Приложение 2.
(Подсчитываются результаты, и дети их оглашают).
Воспитатель: Теперь вы знаете к какой именно классификации вы относитесь и в какой области вам нужно искать профессию. Скажите мне ребята, при приеме на работу что у вас запрашивает работодатель, перед тем как пригласить вас на собеседование?
Дети: Резюме.
Воспитатель: Да, верно. А кто мне скажет, что такое резюме?
Дети: Резюме — это краткая самопрезентация в письменной форме ваших профессиональных навыков, достижений и личных качеств.
Воспитатель: Именно так, и сейчас мы с вами будем учиться правильно составлять резюме. Для этого я подготовила каждому из вас по памятке, которая поможет вам в дальнейшем.
(Детям раздается раздаточный материал с пошаговым составлением верного резюме).
Воспитатель: Резюме не должно быть больше одной или двух страниц. Резюме состоит из следующих блоков:
1-Ваше имя, дата рождения, адрес, номер телефона, семейное положение.
2-Цель (не обязательно, но желательно) : краткое описание должности, на которую вы претендуете (не более 2 – 3 строк).
3-Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме; можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели).
4-Профессиональный опыт описывается в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы. Эта часть – основная. Указываются даты начала и окончания работы, наименование организации, название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно); кратко описываются должностные обязанности и имеющиеся производственные достижения. При описании достижений надо использовать глаголы действия, такие как «развивал», «экономил», «увеличил», «сократил».
5- Достижения на предыдущих местах работы (если таковые имеются).
6-Дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т. п. (хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связанно с желаемой работой).
7-Личные качества, в зависимости от той должности на которую вы претендуете. Например, если это бухгалтер, то стоит указать такие качества как внимательность, пунктуальность, математический склад ума, собранность и т. д.
lll. Заключительная часть (2 мин.)
Воспитатель: Очень хорошо, вы большие молодцы сегодня, спасибо за вашу активность!
1) Скажите пожалуйста, вы узнали для себя что-то новое?
2) Сколько страниц может занимать резюме?
3) Какие есть типы профессий?
Ребята, я вам всем желаю найти для себя профессию по душе, чтобы она приносила
вам большое удовольствие!
Приложение
Приложение 1.
К Р О П
Приложение 2.
Опросник
1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т. п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду, строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.