МААМ-картинки

Открытое занятие «Байкал — сокровище мира»

Цыбикова Анна Цырендоржиевна
Открытое занятие «Байкал — сокровище мира»

Байкал — сокровище мира

Цель: Создание условий для формирования познавательного интереса к уникальному озеру Байкал, его обитателям, экологического сознания.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с обитателями подводного мира озера Байкал; расширять представления детей о природе и богатстве родного края: дать некоторые исторические знания о Байкале, рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.

Развивающие задачи:

Публикация «Открытое занятие „Байкал — сокровище мира“» размещена в разделах

Развивать воображение, мышление, память и компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности; обогащение словарного запаса новыми словами: белёк, логово, лунки-отдушины, продухи, эндемик, эпишуры, омуль, осётр, таймень, бычок, голомянка, широколобок, Ангара, Енисей, торосы, шаман-камень; вызвать у детей интерес к опытно-исследовательской работе; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; способствовать развитию двигательных навыков; упражнять в умении осуществлять действия по заданному образцу при лепке из солёного теста, используя приё мы: сглаживание, оттягивание, сплющивание, вытягивание, передавая характерные особенности животного; развивать мелкую моторику рук; развивать эстетическое восприятие мира.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе, животным родного края; воспитывать умение выслушивать своих товарищей, предлагать помощь и сотрудничество, обращаться за помощью, объективно оценивать собственную деятельность.

Методы:

игровые: игра - имитация, малоподвижные игры, игра-приветствие, игра-сюрприз;

проблемно-поисковые: создание проблемных ситуаций, опыты, наблюдения;

словесные: комментированный анализ, проблемная беседа; аудиовизуальные: прослушивание звуков природы, просмотр презентации;

практические: нетрадиционная лепка.

Материалы и оборудование: макет Байкала, карта маршрута, презентация о Байкале, звуки природы, таз с водой для опытов, игрушка нерпы, бумажные смайлики "весёлых и грустных" солнышек, солёное тесто, стеки, влажные салфетки, щетинки от щётки, горошины чёрного перца.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок о Байкале, беседы об озере Байкал, чтение легенды о Байкале, разучивание с детьми стихотворений о Байкале.

Ход НОД:

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: К нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь, ребята! Давайте встанем в круг, взявшись за руки, улыбнёмся друг другу и передадим хорошее настроение всем гостям!

Ребята, а сейчас отгадайте загадку:

Посреди леса и гор лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зелёная,

Молодые берёзки перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды в нём отражаются.

Как это зеркало называется? (Озеро)

Воспитатель: Правильно, это озеро. А какое озеро есть у нас в Бурятии? (Ответы детей).

(На доску вывешиваю карту озера Байкал).

Ситуативный разговор «Что мы знаем о Байкале»

А что вы знаете о Байкале? (Ответы детей). Да, правильно, озеро Байкал - самое большое и самое глубокое озеро в мире. Байкал - одно из самых древних озёр по происхождению и разнообразию животного мира. Больше половины животных и растений являются эндемиками. Эндемики - это такие обитатели озера, которые нигде больше в мире не встречаются, а только в озере Байкал. Это озеро священный дар природы, для нас - самое родное и самое красивое.

Ребята, хотите совершить увлекательное путешествие на Байкал. (Ответы детей).

А вот на чём мы отправимся в путешествие, давайте подумаем? (Ответы детей). Давайте тогда построим вместе корабль.

(Постройка корабля из стульев под весёлую музыку).

Воспитатель: Корабль наш готов! Занимаем места, отправляемся в путешествие!

Легенда о Байкале

Воспитатель: В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна река - Ангара. Много легенд, песен и сказаний сложено о Байкале. Сейчас я расскажу вам легенду о Байкале и его дочери Ангаре. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила ночью бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут гора Шаманка или Шаман-камнем. (Слайд 1).

Ребята, а самый большой остров на Байкале как называется?

(Ответы детей). Да, остров Ольхон - самый большой остров на Байкале (Слайд 2). Вот он, какой красивый остров!

Мы приплыли на остров Ольхон, выходите, ребята, давайте немножко отдохнём. (Дети выходят на "ковёр-остров").

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише -

Деревцо всё выше, выше, выше!

Воспитатель: А хотите, ребята, на несколько минут стать ветром? (Звучит волшебная музыка). Тазики превращаются в "озёра", дуйте на воду. (Дети дуют). Что получается? (Ответы детей). Чем сильнее дует ветер, тем больше волны! А теперь опустите в воду кораблики, подуйте, что происходит? (Ответы детей). Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. А если сильный ветер подует, что будет с кораблём? (Ответы детей). На Байкале часто бывают сильные ветры. Самый мощный ветер называется Сарма. Это шквалистый ветер и может достигать силы урагана. В такую погоду опасно отправляться в плавание.

Ветер утих и мы можем продолжать наше путешествие. (Дети занимают свои места, звучит музыка с шумом волн и криками чаек).

Воспитатель: Посмотрите, как красив Байкал, как разнообразна его природа! Со всех сторон озеро окружают горы с многообразием растительности, тайгой. Чистая прозрачная вода, окружённая скалами, тайгой. (Слайд 3). Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок.

Воспитатель: А подводный мир Байкала просто удивительный! Ребята, хотите погрузиться в воду и увидеть подводный мир Байкала? (Ответы детей).

Надеваем подводное снаряжение. Здесь самое глубокое место на Байкале восточнее острова Ольхон, погружаемся! (дети "погружаются в воду" - садятся на ковёр).

Воспитатель: Какая красота! В Байкале водятся такие рыбы как: осётр, налим, таймень, бычок, карась и другие. (Слайд 4).

А это маленькие рачки - эпишуры. (Слайд 5). Они обитают только в Байкале, и нигде больше. Байкальская эпишура фильтрует, пропускает через себя воду, очищая её.

Посмотрите, эта рыбка называется голомянка, одна из самых многочисленных рыб на Байкале. (Слайд 6). Голомянка - это чудо Байкала, красивая рыба. Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи. Голомянки - живородящие рыбы. А это - глубинные широколобки, у них тело, мягкое как студень. (Слайд 7). Они живут на большой глубине, поэтому их называют глубинными. А эту рыбу вы должны знать. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Эта рыба - омуль, питается она байкальской эпишурой. Омуль - это очень вкусная рыба. (Слайд 8).

Эта рыба - щука, она хищная. (Слайд 9). У неё длинное тело и большой рот. Питается мальками других рыб, живёт на мелководье. Щука выполняет роль санитара, поедая больную рыбу.

Байкальский окунь - одна из самых нарядных рыб! (Слайд 10). У него красные плавники и он тоже хищник и питается мальками.

Воспитатель: Ребята, всплываем! Вот наш корабль. Снимаем снаряжение. Продолжаем наше путешествие. Вижу впереди острова, это Ушканьи острова. Что за звери лежат на камнях? (Ответы детей). Правильно, это нерпы. Нерпа - это байкальский тюлень. (Слайд 11). Ещё нерпу называют ушкан. Самое известное лежбище нерп - Ушканьи острова. Питаются нерпы рыбой, в основном - голомянкой. Живут нерпы примерно до 55 лет. Нерпы в воде двигаются очень быстро и уверенно. По льду они передвигаются достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходят к скачкам. Нерпы делают продухи, небольшие лунки, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей. Продухи нужны, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. Нерпы могут не дышать под водой не более 20-25 минут, зимой они ловят рыбу на глубине, но мамы-нерпы обязательно выходят на лёд, чтобы покормить детёнышей молоком. Детёныши у нерп рождаются весной, в марте, в специально подготовленном снежном логове среди торосов льда, обычно один или два. Детёныша нерпы назвали белёк за его мягкую блестящую белую шубку. А ещё его называют хубунком (от бурятского "хубун" - детёныш). (Слайд 12). Через месяц бельки линяют и становятся серебристо-серыми, взрослые нерпы имеют буро-коричневый цвет. (Слайд 13). Ценность байкальской нерпы составляет мех. Самый опасный враг нерпы - человек. Нерпа занесена в Красную книгу и охраняется законом. Ребята, когда вы вырастете, может кто-нибудь из вас выберет профессию эколога, учёного, биолога, которая поможет защитить и сохранить чистую воду, природу и животный мир Байкала.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что необходимо этим животным для того, чтобы быть здоровыми и долго жить? (Ответы детей). А какой должна быть вода? А воздух? (Ответы детей). А что случилось бы, если бы заводы загрязняли воду? (Ответы детей). Да, могут исчезнуть те редкие животные, о которых мы говорили. Ещё одна опасность для животных - это браконьеры. Кто такие браконьеры? (Ответы детей). Это люди, которые отлавливают и убивают животных ради своей выгоды. Например, охотятся за байкальской нерпой, точнее за её детёнышами, потому что у них очень ценный мех. Браконьерство запрещено законом, и наше государство следит за этим. Браконьеров ловят и сажают в тюрьму. Озеро Байкал и леса вокруг Байкала являются заповедной зоной и охраняются государством.

Ребята, отгадайте загадку:

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезёт

Лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа)

Воспитатель: Правильно, это нерпа. Посмотрите и скажите это взрослая нерпа или детёныш нерпы? (Показ образца лепки из солёного теста). Правильно, детёныш. А как вы догадались? (Ответы детей). А вы хотите вылепить такого же детёныша нерпы - белька? (Ответы детей). Какие части тела есть у него? (Ответы детей). Да, голова соединена с конусообразным туловищем, есть ласты и хвост, который служит рулем, два чёрных глаза и усы. Лепить будем из солёного теста. (Показ способов лепки). Сначала берём весь кусок, отщипываем кусочек теста для ласт, отложим этот кусочек в сторону. Затем из большого куска прямыми движениями между ладоней катаем туловище в форме конуса. Затем с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаё м нужную форму хвосту: прищипываем двумя пальцами. Из теста, которое осталось вылепим ласты - скатаем две маленькие толстые "колбаски". Теперь приплющиваем их и с помощью стеки делаем рубчики на ластах, хвосте и соединяем с туловищем. Глазки, рот - это го перец горошком и усики - щетинки. (Дети лепят самостоятельно под музыкальное сопровождение, при затруднении детей предлагаю свою помощь).

Стихотворение "Нерпа"

В Байкальских сугробах заснеженных,

В логове - норе ледяной

Родился нерпёныш нежный

У нерпы студеной порой.

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком,

И нежно его лизала,

Шершавым своим языком.

Какие красивые и забавные у вас получились бельки! Молодцы!

Психогимнастика

Воспитатель: Ребята, давайте отдохнё м: закрывайте глазки и представьте, что вы стоите на берегу Байкала. ( Звучит музыка: плещут волны, слышно, как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде).

Откройте глаза. Мы с вами на берегу озера Байкал.

(На столе - макет озера Байкал, вокруг озера лежат камни).

Воспитатель: А теперь, ребята, возьмите своих нерпёнышей-бельков в ладони и легонько подуйте на них, согревая теплом своего дыхания. Смотрите, да ведь они "ожили" от тепла вашего дыхания, от вашей доброты! А где же будут жить наши бельки, они могут замёрзнуть, ведь они ещё совсем маленькие. (Ответы детей).

Как называются домики у нерп и из чего они строят их? (Ответы детей).

А вы сможете смастерить логова для нерпёнышей? (Ответы детей).

Из чего будете строить логова? (Ответы детей).

(Дети строят логова для детёнышей).

Молодцы, ребята! Нерпёныши, идите к своим мамам-нерпам! А нерпы ловят рыбу подо льдом, скоро они выплывут к своим детёнышам и покормят их молоком. (Дети располагают нерпёнышей в домики-логова на "льду" Байкала).

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что необходимо этим животным для того, чтобы быть здоровыми и долго жить? (Ответы детей). А какой должна быть вода? А воздух? (Ответы детей). А что случилось бы, если бы заводы загрязняли воду? (Ответы детей). Да, могут исчезнуть те редкие животные, о которых мы говорили. Ещё одна опасность для животных - браконьеры. Кто такие браконьеры? (Ответы детей).

Воспитатель: Это люди, которые отлавливают и убивают животных ради своей выгоды. Например, охотятся за байкальской нерпой, точнее за её детёнышами, потому что у них очень ценный мех. Браконьерство запрещено законом, и наше государство следит за этим. Браконьеров ловят и сажают в тюрьму. Озеро Байкал и леса вокруг Байкала являются заповедной зоной и охраняются государством.

Стихотворение "Рождение нерпёныша"

В Байкальских сугробах заснеженных,

В логове - норе ледяной

Родился нерпёныш нежный

У нерпы студеной порой.

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком,

И нежно его лизала,

Шершавым своим языком.

Воспитатель: Байкал - священный дар природы, настоящее сокровище, его называют колодцем планеты, потому что в нём находится чистая, питьевая вода. И если представить, что если вдруг с планеты исчезнет вся вода, озеро Байкал полвека может поить всё население. Ребята, как нам сберечь наше озеро, что для этого надо делать? (Рассуждения детей)

Воспитатель: Да, нельзя загрязнять воду, мусорить, если каждый человек будет ответственным, будет бережно относиться к природе родного края, то мы сможем сохранить Байкал для своих потомков.

Послушайте стихотворение о Байкале :

Нужен Байкал тебе и мне,

Нужен чистый воздух на заре,

Птичий гомон и синева рек,

Солнце, дождик и белый снег.

Давайте будем Байкал беречь,

Не будем силы свои жалеть!

Пусть будет вечно он голубой,

Наш добрый батюшка, Байкал дорогой!

Итог НОД

Рефлексия

(Под шум волны вместе с детьми находим байкальский камешек).

Воспитатель: А какие камни здесь красивые! Эти камешки не простые, а с секретом, они приносят заряд бодрости, силы и здоровья. Ребята, давайте поиграем в игру. Мы будем передавать по кругу байкальский камень и называть любое слово о Байкале, можете называть новые слова, о которых узнали сегодня.

Игра «Цепочка слов» (с камешком)

(Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу. (Омуль, голомянка, тайга, нерпа, белёк, Ангара, Енисей, осётр, таймень, широколобок, щука, шаман-камень, эпишура, Ольхон.)

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии больше всего? Что нужно делать, чтоб вода Байкала оставалась чистой? (Рассуждения детей).

Ребята, если у вас сегодня всё получалось и не возникало трудностей, вам было интересно, то нарисуйте лучики "Весёлому солнышку". У кого были затруднения и не всё получалось, то нарисуйте лучики "Грустному солнышку" (Дети делают выбор и рисуют лучики).

Ребята, посмотрите, каких солнышек у нас оказалось больше? (Ответы детей).

Почему вы сделали такой выбор? (Ответы детей).

С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? (Ответы детей).

Я вижу, что больше у нас "Весёлых солнышек". А вам понравилось лепить маленьких нерпёнышей? (Ответы детей).

Когда немного "подрастут" наши нерпёныши, то мы их покрасим в какой цвет? (Ответы детей). Когда они уже взрослыми станут, то их покрасим в какой цвет? (Ответы детей).

Ребята, вы такие молодцы, позаботились о детёнышах, из вас вырастут настоящие защитники природы! Молодцы!

Публикации по теме:

«Моя родная Балашиха» Открытое занятие с использованием ИКТ Цель: • систематизировать и обобщить знания детей о родном городе; • формировать основы патриотического воспитания; • развивать интерес.

Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты»Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты» Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о.

Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам»Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам» Фотоотчет. Открытое занятие «Путешествие по сказкам». Все дети любят сказки, а еще больше путешествовать по ним. Вот в одно такое путешествие.

Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении»Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении» Цель: создать условия для знакомства детей с главной достопримечательностью родного края - озером Байкал. Задачи: Образовательные: -Формировать.

Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»Открытое тематическое занятие «Рождество Христово» Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику:.

Открытое занятие «Покров» (фотоотёт)Открытое занятие «Покров» (фотоотёт) Совсем недавно у меня прошло открытое занятие на районном уровне. Присутствовали представители Отдела Образования и воспитатели нашего родного.

Открытое занятие «Летит вперёд железная дорога нам открывая мира красоту» «Летит вперёд железная дорога,нам открывая мира красоту». Цель : пополнять и закреплять знания детей о железной дороге. Образовательные.

Открытое занятие по развитию речи «Насекомые»Открытое занятие по развитию речи «Насекомые» Задачи: образовательные: - расширение и уточнение знаний детей о насекомых; - активизация словаря по теме; развивающие: -развитие познавательной.

Открытое занятие по теме: «Оригами»Открытое занятие по теме: «Оригами» Открытое интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Оригами. Изготовление куклы-оригами». Цель: обучать.

Открытое занятие с детьми раннего возраста «Мишка пришёл в гости к малышам» Цели: 1. Формировать умение действовать с предметами. 2. Учить различать предметы по величине. 3. Закреплять умение группировать объекты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Байкал — сокровище мира»
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 13:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Байкал — сокровище мира»» (включая файлы) размещена пользователем Цыбикова Анна Цырендоржиевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД