Мелентьева Людмила
Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе «Музыка и рисунок»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №7 «Колосок» п. Усть-Ордынский
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе
Подготовила Музыкальный руководитель Мелентьева Людмила Леонидовна.
Тема «Рисуем музыку. Формирование цвето-музыкального восприятия у детей»
Публикация «Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе „Музыка и рисунок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Рисование. Конспекты занятий
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Цель - Знакомить с выразительными средствами двух видов искусств и их взаимосвязи, формирование цвето-музыкального восприятия через создание цветовых композиций в процессе рисования под музыку.
Задачи:
Обучающие – учиться навыку соотносить эмоциональное содержание музыки с выразительностью цвета, учиться технике смешения цветов, дать детям возможность смешивать краски, не добиваясь полноценного результата в виде законченной работы с определенным сюжетом; учиться создавать цветовые композиции в ходе свободного экспериментирования под музыкальное сопровождение.
Развивающие – развивать навык активного слушания музыки, развивать цвето-музыкальное восприятие - в соответствии с характером музыки выбирать определенный цвет краски, развивать способность прослушав музыкальный фрагмент с движениями под музыку (активное слушание, пытаться «увидеть» какой краской можно нарисовать эту музыку.
Воспитательные – воспитывать навык работать в паре, совместно используя общий набор красок, слушать рассуждения других детей, не перебивать их.
Материалы для занятия : бумага, кисти, ватные палочки, гуашь белая, красная, желтая, синяя, диатонические колокольчики, цветные ленты.
Репертуар:
Музыка для слушания : 1. Марш. Д. Шостакович
2. Бах. Прелюдия.
3. К. Сен-Санс «Аквариум»
4. Э. Григ. «В пещере горного короля»
Танцевально-игровое творчество: 1. Танец-игра «Друзья»
2. Импровизированный танец «Радуга» с лентами
3. Танцевальная композиция «Море» с платками.
Пение: «Новогодняя песенка» муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.
методы и приемы:
1. слушание небольшой пьесы целиком, беседа о средствах музыкальной выразительности (громко-тихо, быстро-медленно, весело-грустно)
2. свободное дирижирование под музыку, импровизированный танец;
3. выявление способов изображения музыки цветом и совместный поиск оптимальных вариантов.
Ход занятия:
1. Музыкально-ритмические движения – построение в круг парами, танец –игра «Друзья».
Беседуем– хотите узнать как дружат краски с музыкой? «А вы знаете, что краски ещё умеют дружить между собой?» смешиваем два цвета – получается третий цвет.
Играем красками – краски встречаются на листе и разговаривают на своем языке:
Синий + желтый = зеленый
Красный + желтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Синий + белый = голубой.
Смешать все цвета = коричневый (грязный)
Выкладываем готовые картинки в виде радуги. Каждый цвет «слушаем» с помощью звучания колокольчика такого же цвета. Играем на колокольчиках, слушаем сочетание звуков, соотносим звуки с цветом и сочетанием цветов.
Обсуждаем – какая музыка подойдет для изображения радуги в танце, на рисунке? Быстрая или медленная? Громкая или тихая? Веселая или грустная?
2. Слушание. Играю примеры музыки – Марш, Полька, Прелюдия.
Выбираем подходящую музыку для изображения радуги.
Танцуем импровизированный танец с лентами. Обсуждаем, какие движения подойдут, если использовать ленту как кисточку для рисования радуги в воздухе? (пружинка, плавные маховые движения рук, медленные вращения).
3. Слушаем произведение К. Сен-Санса «Аквариум». Беседа – что вы представили под эту музыку, какая картинка подойдет? Море, рыбки, водоросли. Импровизированный танец – рыбки и водоросли с платочками и лентами.
Выбираем картинку, подходящую для изображения моря.
Выбираем цвет для изображения рыбок под музыку.
Вспоминаем – как получить оранжевый цвет, чтобы нарисовать золотых рыбок? Смешиваем краски, под музыку «Аквариум рисуем золотых рыбок на синем фоне. Предлагаю послушать музыку другого характера и представить кто еще может жить в подводном царстве.
4. Слушаем произведение Э. Грига «В пещере горного короля». Выполняем свободное дирижирование под музыку, отстукиваем ритм звучащими жестами.
Предлагаем, кого можно изобразить под эту музыку (например, Чудище морское). Смешиваем на палитре все цвета, получаем коричневый (грязный) цвет. Можно нарисовать пещеру, в которой живет чудище на том же листе с рыбками. Получается готовая картина. Оставляем сушить.
Берем оставшийся белый лист бумаги и белую краску. Рассуждаем - что можно нарисовать белой краской? Что нужно сделать чтобы белые снежинки были видны на белой бумаге?
Поем песню «Новогодняя песенка» муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина. На готовом фоне ватными палочками рисуем снежинки (и цветные огоньки).
Рефлексия. Что мы узнали на занятии нового? Как краски дружат друг с другом? Как краски подружились с музыкой? Что мы сегодня нарисовали с помощью музыки и красок? (Радугу, море, снежинки). Готовые рисунки дети забирает с собой.
Аналитическая записка по итогам проведенного занятия.
Учитывая специфику образовательной деятельности по развитию у детей цвето-музыкального восприятия, занятия проводятся по подгруппам, оптимальный вариант 6-8 детей. Таким образом можно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, обратить внимание на его способность рассуждать, анализировать, слушать.
Важно помнить о принципе невмешательства в процесс создания детьми цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой ситуации «рисуем музыку», а роль учителя отводится искусству.
1. Какая ситуация была?
Обычно в непосредственной образовательной деятельности на занятиях по рисованию музыка не звучит и не используется педагогами как дополнительный стимул для включения творческого воображения детей.
на занятиях по музыке используются только готовые иллюстрации как наглядные пособия для дидактических игр.
музыка и изобразительное искусство воспринимается педагогами и детьми как два отдельных не взаимосвязанных между собой вида творческой деятельности.
2. Какя ситуация предлагается?
Использовать методы и приемы из авторской программы Богдановой В. А. «Музыкальная палитра. Взаимосвязь музыки и цвета : комплексное влияние на эстетическое развитие детей».
Объединить два вида творческой деятельности в одном занятии. Наглядно показать детям (и педагогам) равноценность и взаимодополняемость двух видов искусства.
Экспериментировать в создании новых оттенков, разных сочетаний цветов, необязательно рисовать что-то узнаваемое, можно просто смешивать и играть красками. Создать игровую ситуацию «Нарисуй радость. Нарисуй страх» или под музыку «потанцевать» кисточкой по бумаге в разных темпах.
Нарисовать танец – кисточкой на бумаге или движениями с лентами вместо кисточек под музыку.
3. Планируемые результаты занятия :
Детям нравится полностью погружаться в творческий процесс, соединяющий разные виды деятельности – слушание музыки, танец, рисование, пение.
Усиливается эффект воздействия на развитие творческих способностей детей,
появляется способность эмоционального реагирования на цвет и на музыку разного характера. Формируются основы эмоционального интеллекта.
Дети обучаются свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков, владеют техникой смешения цветов. Обогащается представления о выразительных особенностях цвета и звука.
Учатся анализировать, думать, размышлять - «как меняется цвет, когда рядом появляется другой», как можно смешать краски, чтобы получилось то или иное настроение, как сочетаются два звука при игре на колокольчиках.
У детей появляется более выраженный интерес и внимание к звучащей музыке.
По методу, взятому из Вальдорфской педагогики, рисование осуществляется красками основных цветов: красный, синий, желтый. Ребенок на собственной практике получает знание о том, как взаимодействуют эти основные цвета, что получается при их смешивании. Дети работают над созвучиями цвета так же, как над музыкальными созвучиями при игре в ансамбле.
Волшебное изменение цвета при смешивании красок для многих было открытием. Особенно интересно было то, что можно рисовать не «что-нибудь понятное», а просто красивые цветовые пятна «потому что такое настроение».
Так постепенно у детей формировалось отношение к цвету как к самостоятельному и полноценному средству художественной выразительности в сочетании с музыкой. Так же как средства выразительности музыки – это темп, динамика, лад.
В рисование мы играем с красками – Программа Богдановой В. А. «Музыкальная палитра. Взаимосвязь музыки и цвета».
В музыке мы играем со звуками – Программа Тютюнниковой Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». Сочетание двух видов искусства позволяет полностью погрузиться в творческий процесс, развивая творческие способности взаимосвязано.
Вывод. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях с дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.
Используемая литература.
1. Л. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»
2. Богданова В. А. Программа «Музыкальная палитра. Взаимосвязь музыки и цвета : комплексное влияние на эстетическое развитие детей».
3. Тютюнникова Т. Э. Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование с дошкольниками. Музыка, речь, движение»
4. А. И. Буренина. «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет».