Сацита Гедиева
Открытое мероприятие в старшей группе по развитию родной речи посредством ознакомления с устным народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сокол - птица гор». «Леча – ламанан олхазар»
Цель: познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества чеченцев.
Задачи:
Обучающие:
-формирование и обогащение знаний детей об устном народном творчестве.
Развивающие
Публикация «Открытое мероприятие в старшей группе по развитию родной речи посредством ознакомления с устным народным творчеством» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- развитие речи детей как средство общения, развитие памяти, обогащение словаря.
Воспитательные
- воспитание интереса к устному народному творчеству, к народной мелодии, любви к природе родного края.
Материал и оборудование: макет родника, картонный козлик и полотно поляны с цветами, канат для игры, кувшины для танца у родника, записи чеченской народной музыки, шума птиц.
Предварительная работа: чтение чеченских народных сказок и произведений малого фольклора, изготовление сокола из картона, организация подвижных народных игр, заучивание потешек, стихотворений, танцевальных движений, прослушивание народных мелодий.
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал.
Воспитатель:
У нас сегодня день чудес
У нас радость до небес
К нам гости пришли
Дорогие пришли.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости и мы всегда рады гостям. Давайте на родном языке поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Марша дог1ийла шу!
Воспитатель: Проходите ребята, присаживайтесь. Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством. Как мы уже знаем устное народное творчество — это песенки, потешки, прибаутки, танцы, народные игры, былины, сказания. Сегодня мы побываем в горах, где густые леса, много родников, животных и птиц. Давайте подойдем к нашему родничку, он такой холодный, даже в летний зной, он напоит своей холодной родниковой усталого путника. Дети, а как мы скажем на чеченском языке родник?
Дети: Шовда.
Воспитатель: Правильно ребята, родник это на чеченском шовда. Посмотрите, вот рядом с родником стоит горшочек, а вот ковшик, они сделаны из глины. Эта специальная глина из которого гончарные мастера делали разную посуду, горшочки, ковшики и многое другое. Добывали эту глину в горном селении Ножай-юрт. Путники пили с этого глиняного ковшика холодную родниковую воду. Ребята, скажите слова горшочек, ковшик, глина на чеченском языке.
Анзор скажи нам на родном языке слово горшочек? Кхаба.
Милана а ты скажи ковшик? Чами.
Раяна нам скажет как на чеченском глина? Поппар.
Правильно, молодцы ребята!
А сейчас мы споем у нашего родника песню и станцуем.
Играет гармошка: Песня о Родине (Хьоме даймохк)
Танец: «У Родника» (Шовдан йистехь) (дети поют песню и танцуют)
Воспитатель: Хорошо вы спели и станцевали, теперь послушайте, как поют птицы в горах, рано утром, на рассвете, как много разных звуков. /звукозапись шум птиц/
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с ними (все дети читают стихотворение)
Маршалла ду хьоьга стиглара дашо малх!
Маршалла ду хьоьга ламанан леча
Сирла хиш, шовданаш, дай баьхна латта
Даймохк хьо даима нур хили лепа!
Воспитатель: Молодцы!
А сейчас я на прогулку
Приглашаю вас пойти
Интересней приключений нам ребята, не найти
Раз, два, три повернись, на поляне окажись
Дети проходят на поляну
Воспитатель: Посмотрите, мы оказались на лесной поляне, какая красота вокруг. Дети, а вы знаете, что высоко в горах живут дикие козы, их в старину наши деды прозвали турами, но на нашей поляне пасется маленький козлик, на чеченском его называют газа. Давайте подойдем к нему и поиграем с ним.
Игра. Волк и козлята
На полу лежат три обруча. В центре зала стоит стульчик, на котором сидит мальчик в маске волка. Дети вместе с воспитателем подходят к волку со словами.
Газа гуьзалг, месал ю
Газа гуьзалг, хьо хаза ю
Сийначу бай т1ехь ежаш ю
Шийла шовда муьйлуш ю
Газа гуьзалг, борз хьаяли
Сихха шовда мали яла
(После этих слов, волк встает и бежит за козлятами, козлята должны встать в обручи-домики. Кого поймал волк, тот надевает маску и становиться волком (играют два- три раза)
Воспитатель: Ребята, а что за птица сидит на дереве на самой макушке, которая растет возле нашей поляне.
Дети: Эта птица сокол!
Воспитатель: Правильно дети, эту птицу зовут сокол, она символ наших гор, если мы подойдем поближе, что сделает сокол?
Дети: Она улетит
Воспитатель: Да, конечно, она улетит. Она птица гордая, смелая. Давайте рассмотрим ее.
Дети рассматривают:
Воспитатель: Какая у сокола голова?
Дети: Маленькая
Воспитатель: Да, маленькая, а клюв большой.
А какие крылья?
Дети: Крылья большие.
Воспитатель: Да, большие, размах крыльев сокола два метра, глаза маленькие, видят издалека, и лапы у сокола большие с острыми когтями. А как на чеченском называют сокола?
Дети: Леча
Воспитатель: А кто же из вас на родном языке расскажет стих про соколе?
Мансур:
Ламанан лечано, т1емаш даржийна,
Гуш лаьмнийн баххьаш т1е диллина ло
Мархаш к1ел хьийзаш цо, сирла б1аьрг тухуш,
Турпалчу т1емашца хедадо х1о.
Воспитатель: У чеченцев есть такая поговорка: «Джигит кружит в танце как сокол», наши мальчики тоже умеют танцевать как соколята.
Танец Джигитов
Воспитатель: Ух какие молодцы, вы как соколы кружились в танце и хорошо усвоили свои традиции танца.
Стук в дверь: Появляется сокол
Сокол: Здравствуйте дорогие дети! Я смотрел за вами с высока, все видел. Какие вы молодцы, такое стихотворение рассказали про меня, а как танцевали и пели. Вы очень порадовали меня.
Воспитатель: Наши ребята приготовили тебе подарок (дарит соколят которые приготовили ребята)
Сокол: Какие красивые соколята получились у вас ребята, они очень похожи на моих деток. Спасибо вам большое ребята! Но мне пора лететь. До свидания!
Дети на родном языке прощаются: !а дика йойла! (До свидания)
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданиями. Ребята, вам понравилось наше занятие? А что больше всего? Каждый из вас, расскажите дома, какое красивое занятие было у вас сегодня. Но для начала попрощайтесь с нашими гостями.
Дети машут руками и уходят.