Светлана Голышева
Открытое логопедическое занятие в разновозрастной группе для детей с ОНР
▼ Скачать
Цели:
1. Закрепить знания детей по звукопроизношению и обучению грамоте;
2. Повысить интерес к занятиям;
3. Закрепить произношение пройденных звуков;
4. Добиваться отчетливого произношения пройденных звуков;
5. Познакомить родителей с требованиями, приемами и содержанием коррекционно-образовательной работы логопеда;
6. Привлечь родителей к коррекционно-образовательной работе.
Публикация «Открытое логопедическое занятие в разновозрастной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Оборудование: схемы слов, картинки (аист, лимон, часы кукла, ящерица, малина). Символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; «волшебный сундучок» с набором картинок; предметные картинки на определенный звук; звуковые линеечки с раздаточным материалом для звукового анализа; листочки бумаги; простые карандаши; графическая схема предложения; д/и аквариум.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
(Дети входят в группу)
Л. - Ребята давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Опустили ручки, вспомним все неприятное, что произошло у вас за день. Сделаем глубокий вдох и бросили плечики вниз Ушла от нас тревога, ушла от нас печаль.
Л. -Ребята кто скажет, какое сейчас время года? (Зима)
Сколько месяцев зимой? (три месяца)
Давайте мы их вспомним. (декабрь, январь, февраль)
2. Основная часть.
(стук в дверь передают письмо)
Л. - Ребята да ведь это письмо от снеговика. Снеговик просит нас о помощи. У него поднялась температура, а он забыл какое лекарство ему принимать оно написано на листке, но рецепт зашифрован вот этой схемой. (схема слова мороз)
Ребята а чтобы нам с вами узнать какое слово зашифровано нам нужно выполнить много заданий, справимся? (ответы)
Задание 1.
Первое задание. Чем звук отличается от буквы? (звук мы произносим и слышим). А букву мы можем (писать, читать и видеть).
Л. - Я картинки положила в сундучок. Назовите первый звук. (улитка, заяц, индюк, машина)
Уточняется гласный или согласный первый звук?
Подойдем к схеме и посмотрим какие звуки зашифрованы в схеме (гласные и согласные).
Ребята садитесь за столы. Что мы видим на этой карточке (синий и красный домик). Возьмите синий и красный карандаш и проведите дорожки. Для синего домика синяя дорожка, для красного домика красная дорожка.
Какие звуки отправятся в красный домик? (гласные)
Какие в синий домик? (согласные)
Подготовительной группе зачеркнуть одинаковые буквы. И вписать в клеточки получившееся слово.
Т З О В О
Н У Т С Ш
Н С К Ш И
Задание 2.
Л. - Вспомните ребята у кого картинка была (машина). Первый звук в слове (машина, какой буквой обозначаем звук (м). Это буква (эм). И она будет первой буквой в нашем слове- схеме. (ищут буквы лежащие, под схемой выставляет один ребенок у кого была картинка)
Л. - Ребята посмотрите на доску у нас с вами волшебный поезд. Для того чтобы этот поезд довез наше письмо снеговику. Мы должны будем определить, сколько слогов в слове. Для этого мы должны «выловить» удочкой, карточку и определить, какой предмет нарисован (дети берут удочку и «вылавливают» картинки у доски). Сколько слогов в ваших словах? Первый паровозик повезет слова с одним слогом, в этом слоге один гласный звук. Значит один слог. (собака, часы, огурец. дом, кот, самолет) Догадайтесь в каком вагоне спряталась буква из нашей схемы? Даю подсказку, ищите в третьем вагоне. Но вначале отгадайте загадку.
Загадка: Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)
Какой первый звук в этом слове (о). Пойдемте, поищем букву к этому звуку. Здесь даже две буквы (о).
Физ-минутка:
Девочки и мальчики прыгают как мячики.
Ножками топают, ручками хлопают, глазками моргают.
После отдыхают. (Ребята но нам некогда отдыхать нужно слово разгадывать).
Л. - Подойдите к столам, у вас на столах лежат карточки, переверните, соедините их так, чтобы получилось слово. Какие слова получаются ( ответы: гуси, лиса, ваза маки, роза).
А теперь ребята выложите схемы своих слов. Мы с вами говорили в начале занятия, что у нас сейчас время года зима.
Упражнение для профилактики заболевания органов зрения с элементами дыхательной гимнастики (М. Ю. Картушина.)
Л. -Мы снежинку увидали,
Со снежинкой играли.
(Берут снежинку на нитке в руку. Вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке)
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
(Отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой.)
Вот снежинки полетели
Глазки влево посмотрели.
(Отводят руку влево, следя глазами за снежинкой.)
Ветер вверх их поднимал
И на землю опускал.
(Поднимают руку вверх и дуют на снежинку не надувая щек.)
Глазки закрываем,
(Закрывают глаза ладонями.)
Глазки отдыхают.
(Кладут снежинки на стол логопеда и садятся)
3. Игра «Волшебная чаша»
Л. - Давайте поиграем в игру «волшебная чаша». Я буду произносить слова и слоги. А вы по первым звукам будете составлять слова. (собака, осень, кот – сок; дрова, овцы, машина – дом; лопата, улитка, крыша –лук; шапка, арбуз,рыба –шар.
Л. - Продолжаем отгадывать наше зашифрованное слово. В следующем задании нам нужно прочитать предложение. Читаем вначале про себя, не выкрикивая. (У Ромы сок). Сколько слов в этом предложении - три
А есть в этом предложении предлог? (у)
А кто мне объяснит почему у нас – У- написана с большой буквы?
(потому что это первое слово в предложении)
А почему у нас слово (Ромы) написано с большой буквы? (это имя, а имена пишутся с большой буквы) Да имена, фамилии, клички пишутся с большой буквы. И следующее слово у нас – сок. А что стоит в конце слова – точка. Да в конце предложения мы всегда ставим точку.
Откройте тетради, запишите это предложение и нарисуйте схему этого предложения. Назовите первое слово в предложении, третье, второе. Подумайте, какой первый звук во втором слове – р. Да буква – эр будет следующей в нашем слове. Найдите букву – эр. Мы с вами выкладывали слова. Ребята выкладывали слово - ваза. Какой второй слог в этом слове - за. А какой первый звук в этом слоге – з. Какое слово у нас получилось - мороз. Ребята проверим, правильно мы отгадали слово в рецепте для снеговика, если правильно, то в шкатулке снеговик оставил для вас сюрприз.
3. Итог занятия
Логопед : - Ребята, какие сегодня звуки мы сравнивали? Чем они отличаются?
Логопед : - Что вам больше всего понравилось на занятии?
Логопед : - Умницы! Вы все сегодня хорошо позанимались.
Литература:
1. Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» СПб. «Детство-Пресс» 2004
2. Картушина М. Ю. «Конспекты логопедических занятий с детьми 5-6 лет» Творческий Центр, Москва 2005
3. Османова Г. А. Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург, КАРО 2007.
4. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической гркппе для детей с общим недоразвитием речи» СПб. «Детство-Пресс» 2004