Наталья Полищук
Открытая образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытая образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию речи
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной группы по теме
«Путешествие в осенний лес»
Задачи:
Образовательные :
• Закреплять знания детей о гласных звуках.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
• Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
• Расширять и обогащать словарный запас детей.
Публикация «Открытая образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию речи „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопрос полным ответом
Развивающие :
Развивать речь, внимание, мышление. Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, умения разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).
Формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Содействовать разностороннему развитию детей. Развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приё мы:
• Музыкальное сопровождение.
• Словесный (вопросы, объяснение).
• Наглядный (картинки, показ артикуляции).
• Игровой (Д/и «Найди пару», «Реши задачу», «Определи место звука в слове», «Кольца Луллия»).
• Практический (упражнения, пальчиковая гимнастика).
• Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: звуковое письмо от Мудрой Совы, интерактивная доска, звуки леса, видео осенний лес в сопровождении музыки, -символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами,, большие буквы для составления предложения, смайлики разноцветные, шапочки для инсценировки сказки В. Сутеева «Под Грибом», удостоверение юного знатока, грибы, конверты с загадками, мяч, клубочек, тропинка из листьев, мольберт.
Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход образовательной деятельности.
1. Психологический настрой (организационный момент)
Воспитатель: - Проходите, проходите,
Наш красивый зал опять,
Очень рад ребят встречать!
- Ребята, сегодня у нас гости! Давайте дружно поприветствуем гостей и поздороваемся с ними! Пальчиковая игра-упражнение «Гости»
«Мама, мама, что, что, что,
Гости едут, да ты что.
Вот уже звенит звонок
Вот и гости на порог.
Здравствуйте, здравствуйте (чмок, чмок, чмок)
Мы всегда гостей встречаем
Напоим душистым чаем!
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
2. Сюрпризный момент (мотивация к образовательной деятельности, проявление интереса)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько листьев под ногами! Как они сюда попали?
Дети: Их принес осенний ветер.
Воспитатель: так это ведь настоящая дорога, выложена из осенних листочков. И эта тропинка куда-то нас приглашает. Пойдем по ней.
Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Пойдём за тобою,
А ты впереди. (идут по тропинке)
Основная часть
(Дети с воспитателем подходят к интерактивной доске, где изображен лес)
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Дети: в осенний лес!
Воспитатель: А какое сейчас время года? Какой месяц осенний? Сейчас ноябрь.
Поэтому эта осень как называется? (поздняя осень). А мы с вами попали в сказочный лес, где у нас осень яркая, красивая, тёплая.
(рассматривают иллюстрации на тему «Осень» в мультимедийном изображении.
(Слайды).
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая красивая мелодия! Какая она по характеру? (спокойная, мелодичная, грустная, тоскливая)
Какое время года напоминает эта музыка? (Осень)
Воспитатель: Эта мелодия очень подходит к сегодняшнему дню. За окном пасмурно, грустно, потому что сейчас какой месяц осени (ноябрь). Не будем грустить, осень тоже может нас порадовать.
Воспитатель: Дети, но лес этот не просто осенний он еще и сказочный.
Давайте с вами закроем глаза и послушаем звуки леса. (звучат звуки леса)
Осень в лесу!
Много здесь вокруг чудес!
Вот берёзки золотые шумят
Под берёзками грибочки стоят
В корзинку прыгнуть хотят!
(в этот момент появляется корзинка)
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей)
Воспитатель: А давайте мы заглянем в корзинку, и посмотрим, что же там лежит.
В: - Ребята, нам письмо! Это не простое письмо, а звуковое. Посмотрите от кого же оно?
На интерактивной доске появляется тетушка Сова
Дорогие ребята,
Я давно за вами наблюдаю, и вы мне очень нравитесь. Вы такие дружные, находчивые, и я решила пригласить вас в свою школу, но сначала вы должны пройти испытание. Я для вас приготовила интересные, но сложные задания. А за каждое выполненное задание вы будете получать одну букву и в конце испытания сможете прочитать получившееся слово.
Ребята, а еще есть красный конверт, но его можно открыть, только выполнив все задания, в конце игры. Желаю удачи!
Мудрая Сова.
Воспитатель: Дети, так от кого же мы получили письмо?
Дети: От мудрой совы.
Воспитатель: Ребята, а мы справимся с трудными заданиями, как вы думаете?
А вот и красный конверт, мы его положим и откроем, когда выполним все задания.
1 Тогда вот вам первое задание
Воспитатель: «Назови одним словом».
Воспитатель бросает мяч, называет предметы, а дети обобщают одним словом. (Перец, лук, томат, огурец, морковь – овощи и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Пока справляетесь и за это получаете первую букву! (М)
2 Воспитатель: Заглянем ещё в корзинку какое же следующее задание Мудрая Сова нам приготовила? (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
- Что нам помогло узнать звуковичков?
- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.
- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?
- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!
- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)
- Ребята, Мудрая Сова оставила в корзине буквы.
- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим).
Воспитатель:
Молодцы, хорошо справились и с этим испытанием, а это значит вы получаете ещё одну букву (О)
3 Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это такое интересное лежит у нас на столе?
Это же волшебные кольца Луллия, при помощи которых мы можем выполнить следующее задание мудрой Совы. Давайте присядем за столы.
Работа с кольцами Луллия
(по выбору детей)
Определение места звука в слове.
Деревья (семена, плоды, листья)
Животные (дом, детёныши)
Профессии (орудия труда, результат труда)
Воспитатель: Какие вы умнички. Получайте следующую букву (Л)
4 Воспитатель: Ребята, в корзинке у Мудрой Совы я нашла вот такой клубочек
Д/и игра с клубком «За что я люблю осень» (Дети сидят на ковре, придумывают определение к слову Осень, составляют предложение об осени)
- Посмотрите, что у нас получилось? /паутинка/. А кто плетет паутинку? /паук/. Давайте аккуратно положим нашу паутинку на ковер и вспомним пальчиковую гимнастику «Паучок»
Паучок ходил по ветке, (пальцами обеих рук дети перебирают по коленкам)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил (на ладошку ставят указательный пальчик, имитируют капельки дождя)
Паучков на землю смыл.
Солнце стало припекать, (приставляют ладонь ко лбу)
Паучок ползет опять, (перебирать пальцами правой и левой руки попеременно по рукам)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Воспитатель: Вы заработали ещё одну букву (О)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая грибная поляна в осеннем лесу у Мудрой Совы
Воспитатель: Под каждым грибом лежит конверт, что в этих конвертах, мы сейчас посмотрим.
(Дети по просьбе воспитателя, по очереди приносят конверты)
Воспитатель: (открывает первый конверт) Ребята, я поняла, в этих конвертах загадки и нам нужно их отгадать, чтобы получить ещё одну букву, давайте попробуем?
Дети: Да.
Загадки:
1. Тащит груз больше себя,
Он в трудах день изо дня.
Хоть и мал он сам собой,
Домик строит он большой. (Муравей)
2. Яркая, нарядная, легкая, приятная,
На траву садится, в цветочек превратится.
А на цветочек сядет, крылышки расправит,
Нектаром голод утолит,
Вспорхнет и дальше полетит. (Бабочка)
3. В домах, полях я проживаю,
В полах я дырки прогрызаю.
Запасы впрок я создаю,
Вот только кошек не люблю! (Мышка)
4. Скачет между голубей,
Крошки подбирает.
Хоть и маленький совсем,
Но его все знают. (Воробей)
5. Прыг – сок, прыг – скок,
Побежал пушной зверек.
Ушки к спинке он прижал,
Хвостик маленький поджал,
В беге, видно чемпион,
Вы узнали, кто же он? (Зайка)
6. Под березою в лесу,
Рыжий хвост торчит в снегу,
Эта рыжая плутовка,
Заметает след свой ловко. (Лиса)
7. На выкате глазки,
Встречается в сказке,
Из икринок вылупляется,
Насекомыми питается.
Кто это? (Лягушка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке выросли маленькие грибы, а один из них большой, а под ним большой конверт, интересно, что же там такое?
(Воспитатель заглядывает в большой конверт)
Воспитатель: Я все поняла. Давайте вспомним, о ком говорилось в загадках?
Дети: о муравье, воробье, лягушке, лисе, зайце, мышке, бабочке.
Воспитатель: Правильно, и это не просто так. Все эти герои из одной сказки, вы догадаетесь из какой?
Дети: Эти герои из сказки «Под грибом».
Воспитатель: Правильно, все эти герои пришли из сказки В. Сутеева «Под грибом».
Воспитатель: И нам Мудрая Сова предлагает стать актёрами, а давайте мы покажем эту сказку нашим гостям.
5 Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» (сопровождается музыкой).
Ход инсценировки сказки «Под грибом»
Звучит музыка природы.
Ведущий: На лесной полянке
Вырос маленький грибок
Он грибочек непростой
Сказку нам принес с собой.
Идет гриб, садится на пенек.
Воспитатель: Как здорово, дети, у вас получилось. Вот вам ещё одна буква (Д)
6 Воспитатель: Ребята, ну что, вы не устали? Хотите дальше выполнять задания?
Тогда нам предлагается блиц- турнир.
«РЕШИ ЗАДАЧУ»
1. На столе 3 стакана молока. Костя выпил один стакан молока и поставил на стол. Сколько стаканов на столе?
2. Боря гостил в деревне неделю и три дня. Сколько дней гостил Боря в деревне?
3. Летели два крокодила - один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?
4. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?
Умницы и вы заработали ещё одну букву (Ц)
Игра «Найди пару»
- Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.
- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово.
- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо)
Воспитатель: Юля и Владик, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
- Агата и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)
- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?
(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
Воспитатель:
ребята, вы справились и с этим не простым испытанием и получаете последнюю букву «Ы». А теперь давайте попробуем составить из этих букв слово, что же получилось?
Дети: -Слово – МОЛОДЦЫ!
Ребята, вот мы и выполнили все задания Мудрой Совы,
Рефлексия
На экране появляется Мудрая Сова.
Ребята, какие вы молодцы. Я не думала, что вы так легко справитесь с заданиями тетушки Совы. И уверена, что вы все заслужили право заглянуть в тот таинственный конверт. До свидания, до новых встреч.
(Раскрываем конверт, и показываю всем «Удостоверения юного знатока»). Я от имени нашей Мудрой Совы всем вручаю удостоверения. Спасибо большое.
Воспитатель: Ну, а нам, ребята нужно возвращаться в детский сад.
Становитесь все на тропинку
Тропинка, тропинка,
Ты нас уведи,
Пойдём за тобою,
А ты впереди. (Идут по тропинке)
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду.
Вот и закончилась наше путешествие в осенний лес. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что вы узнали нового в нашем путешествии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что понравилось вам, запомнилось из нашей прогулки? (ответы детей)
Какое задание было самым трудным?
Воспитатель: Актёрами какой сказки вы сегодня были? (Ответы детей)
Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы были большие молодцы и все задания были выполнены. За это я хочу вас наградить, получите вот эту медаль (детям вручаются медали).
Ребята, давайте оценим, как вы сегодня справлялись с заданиями. Только оценивать вы будете сами себя так: на столе лежат смайлики красного, желтого и зеленого цвета. Если вы отлично выполняли задания, то берете красный смайлик, если хорошо, то желтый, а если что то не получалось, то зеленый.
(дети выбирают смайлики)
Воспитатель: Вы сегодня все большие молодцы, а сейчас, давайте попрощаемся с нашими гостями и поблагодарим их за внимание.