Юлия Веретельникова
Открытая НОД «Люблю березку русскую» и самоанализ (в рамках проекта «Люблю березку русскую» в средней группе)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в средней группе
Тема: «Люблю березку русскую»
Цель: Воспитывать любовь к родной природе посредством расширения знаний о берёзе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные:
• Учить детей узнавать берёзу по внешнему виду.
Публикация «Открытая НОД „Люблю березку русскую“ и самоанализ (в рамках проекта „Люблю березку русскую“ в средней группе)» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самоанализ
- Средняя группа
- Темочки
• Познакомить детей с березой, ставшей символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том; познакомить со стихотворениями, загадками, приметами.
• Расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях. Уточнить с детьми понятие «береста», для чего она служит.
• Расширить и пополнить словарный запас детей.
Развивающие:
• Развитие диалогической речи, зрительного восприятия, внимания, мышления, сообразительность, координации речи с движением;
• Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом – береза;
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому к родной природе, умение эмоционально отзываться на её красоту; видеть и наслаждаться красотой русской берёзки на яву и в картинах.
• Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Поощрение свободного общения с взрослыми и детьми.
Методы и приё мы:
1. Наглядные: демонстрация слайдов, рассматривание.
2. Словесные: беседа, использование художественной литературы, речевые игры,
загадка.
3. Игровые: дидактические игры, подвижная игра – хоровод.
Словарная работа:
Обогащать словарный запас детей (красавица, белоствольная, стройная, чечевички, береста, белоствольная, березовая роща)
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
1. Знакомство с берёзой.
2. Хоровод «Берёзка».
3. Заучивание стихов о берёзе.
4. Презентация «Берёза».
5. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе, рассматривание картин о березке,
6. Беседа о пользе берёзы.
Материал и оборудование:презентация про берёзу, макет березы, разрезанная картинка с изображением берёзы, аудиозапись пение птиц, магнитная доска, платочки, листья разных деревьев, изделия из бересты.
Ход занятия
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям.
Воспитатель:Ребята, послушайте загадку:
Белый ствол. Чернеют пятна –
где такое ты встречал?
Будто кто-то аккуратно
на стволе их рисовал.
Словно косы распустила
и стоит во всей красе,
ветками качая мило –
вот её и любят все!
Дети: Берёза
Сегодня мы будем говорить о березе, ведь берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. (слайд 1)
берёза – символ красоты нашей природы, она символ нашей страны.
А как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель:- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас, в России. Поэтому и называют берёзу русским деревом. К берёзе в России относятся с любовью. Она величавая, изящная. Где бы ни был русский человек, как бы далеко от родной земли его не забросила судьба, он всегда вспоминает стройную русскую березку. Красавицей русских лесов называют люди берёзу.
Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.
- А мы с вами, где можем увидеть березку? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)
- Где бы ни росла берёзка, она всем приносит радость. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы?
-Берёза – это очень красивое и необычное дерево. А чем оно необычно? По каким признакам мы можем узнать березу (Слайд 2)
(белый ствол с чёрными пятнами).
- Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной, а белую кору берёзы – берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий. На белой коре – бересте есть черные черточки. Они называются чечевички. (Слайд 3)
- Ребята, кто знает, для чего они нужны дереву? (Ответы детей.) Через них береза дышит.
Воспитатель: Очень интересные изделия мастерят из бересты : туеса, плетенные короба, шкатулки, заколки. (слайд 4)
На Руси знали, что береста имеет не только красивый внешний вид, но и обладает целебной силой. Наши предки говорили: «Если в доме береста, жить вам лет до ста»
- Березкой, ребята, можно восхищаться в любое время года.
- Зимой - Она вся укутана пушистым белым снежком. (Слайд 5)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
- Весной у берёзы - на ветках клейкие, нежные листочки, появляются красивые серёжки (Слайд 6)
Как у нашей у березки
Очень славные сережки,
Как стройна, и как мила,
Это вновь весна пришла.
- Летом - дерево покрыто густой зеленой листвой,под её тенью люди укрываются от горячего солнышка. (Слайд 7)
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
- Осенью - береза покрыта золотистой листвой, и берёзка стоит нарядная, яркая.
(слайд 8)
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
- Ребята, скажите, как называется лес, где растут одни берёзы?
Дети: Березовая роща. (слайд 9)
В березовой роще всегда светло, чисто, прохладно, в нем легко дышится.
- А вы хотите оказаться в берёзовой роще?
Дети: Да.
- Тогда закройте глазки и плавно покружитесь, а я скажу волшебные слова и мы с вами окажемся в берёзовой роще.
(аудиозапись музыки леса)
В берёзовую рощу с ребятами пойдём,
Берёзку красавицу мы в лесу найдём.
Березка, березка, к нам приди,
березка, березка, с нами поговори.
(появляется «береза»)
Береза (воспитатель в костюме березы) :
Береза : Чуть солнце пригрело откосы, и стало в лесу потеплей,
Мои зеленые косы развесились с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной,
Встречаю вас, дорогие ребята, я на опушке лесной.
-Здравствуйте, ребята! Вот и я – березка! Я услышала, что вы меня звали и пришла сразу к вам. Живу я в этой роще вместе со своими красавицами-подружками.
Воспитатель: Березка, а ведь мы не случайно пришли в твой лес. Считается что ты, белоствольная красавица, являешься символом нашей родины-России.
Береза : Это правда. Любят меня люди в нашей стране, таких берез и березовых рощ нет больше ни в одном уголке мира. Недаром мне стихи и песни посвящают.
Воспитатель: А ты знаешь, березка, наши дети тоже знают стихи о тебе. Послушай.
(Дети рассказывают стихи)
В новом платьице
Белом в полоску.
Побегу по тропинке к березке
Ей в листочки шепну как на ушко:
«С добрым утром, березка-подружка!» Анна К.
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят. Катя К.
На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокурая береза –
Символ Родины моей! Саша К.
Береза : - Ах, какие вы ребята хорошие стихи знаете обо мне.
Воспитатель: А ещё люди водили хороводы вокруг березы.
- Давайте яркие платочки в руки мы возьмём.
У берёзки стройной пляску заведём.
Хоровод вокруг березки : «Ах,ты белая берёзка»
Береза : Ой, ребята, пока мы плясали,на нашу березовую рощу налетел сильный ветер и сломал самую молодую березоньку. Давайте поможем березке, соберем все части?
Игра «Собери целое из частей» (6 частей)
(Дети собирают у магнитной доски картинку).
Береза : Молодцы, ребята, вы очень помогли, теперь березка и дальше будет расти и радовать нас!
Береза : А кто сможет назвать все части берёзы? Игра «Назови части дерева» (Дети показывают на иллюстрацию и называют ствол, крона, ветки и листья).
Молодцы ребята вы, верно все назвали.
Береза :- А вы знаете ребята, какое сейчас время года? Так вот, весной у меня листочки мелкие, клейкие, а когда наступит лето и солнышко начнет сильнее пригревать, то мои листочки станут еще больше и у меня появится новый летний наряд. А вы знаете какие у березы листочки?
Воспитатель: Мы знаем и можем тебе найти листочки для летнего наряда.
Береза : Тогда помогите мне ребята.
Игра «Найди лист березы».
Береза : Спасибо вам ребята, за то, что вы подарили мне красивые листочки, теперь у меня будет самый лучший летний наряд, и когда люди увидят мой наряд,то сразу начнут водить хороводы.
Воспитатель:Наша березка такая замечательная, давайте ребята скажем о березке ласковые, добрые слова.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Березка какая?
Дети. Белая, зеленая, кудрявая, белоствольная, добрая, русская, берёзонька кудрявая, любимая, пушистая, ненаглядная, белокурая, стройная, душистая, милая, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная.
Береза :Какие вы молодцы, спасибо вам за добрые слова мне очень приятно их слышать.
Итог: С каким деревом вы ребята сегодня повстречались?
Что нового вы узнали о березе?
Воспитатель: А еще ребята, есть такая интересная традиция на Руси, украшать березку разноцветными ленточками. Вот и сейчас я вам предлагаю взять каждому по ленточке: если вам было все понятно на занятии и оно вам понравилось, тогда возьмите красную ленточку, а если у вас возникали трудности и вы с чем то не справлялись, тогда возьмите зеленую ленточку и привяжите их к веточкам березок. (дети берут по ленточке)
К березкам ближе подойдем
И ветки лентами завьем.
Мы вас, березоньки, будем украшать,
В косы ленточки цветные заплетать.
Воспитатель и дети под музыку украшают березки разноцветными лентами.
Воспитатель: Спасибо тебе березка за радостную и приятную встречу с тобой, нам пора возвращаться в детский сад. А березке мы скажем «До свидания»
Береза : Спасибо вам, ребята, что вы порадовали меня и помогли моей березке-подружке. Согрели своими стихами, хороводами и теплом ваших сердец. До новых встреч.
(дети возвращаются в детский сад)
Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Наше занятие закончено.
Самоанализ непосредственной образовательной деятельности (далее НОД)
Непосредственно образовательная деятельность: Познавательное развитие (приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
НОД проводилась в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми средней группы. Присутствовало. детей.
Тема «Люблю берёзку русскую»
При проведении организованной образовательной деятельности решались следующие задачи:
Образовательные:
Учить детей узнавать берёзу по внешнему виду.
Познакомить детей с березой, ставшей символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том; познакомить со стихотворениями, загадками, приметами.
Расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях. Уточнить с детьми понятие «береста», для чего она служит.
Расширить и пополнить словарный запас детей.
Развивающие:
развитие диалогической речи, зрительного восприятия, внимания, мышления, сообразительность, координации речи с движением;
развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом – береза;
Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому к родной природе, умение эмоционально отзываться на её красоту; видеть и наслаждаться красотой русской берёзки на яву и в картинах.
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Поощрение свободного общения с взрослыми и детьми.
При планировании непосредственной образовательной деятельности были учтены возрастные особенности: в среднем возрасте возникает потребность в знаниях; желание всё знать и размышлять; понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к наблюдаемым явлениям и предметам, что влечет за собой интенсивное увеличение познавательного интереса.
Проведена предварительная работа:
1. Знакомство с берёзой.
2. Хоровод «Берёзка».
3. Заучивание стихов о берёзе.
4. Презентация «Берёза».
5. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе, рассматривание картин о березке,
6. Беседа о пользе берёзы.
7. оформление выставок детских работ.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Вопросы поискового характера старалась включить в каждый момент занятия, все это способствовало повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Занятие с использованием мультимедийной презентации.
Водная часть (2 мин) НОД предполагала организацию детей, с целью создания эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность. Это было осуществлено с помощью загадки.
Основная часть (15 мин) - деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных задач.
В основную часть были включены: беседа, рассматривание, художественное слово, сюрпризный момент (приход берёзки, игры: «Составь берёзу из частей», «Найди лист берёзы», «Назови части дерева», «Назови ласково», хоровод «Ах, ты белая берёза».
Дети на непосредственно образовательной деятельности были достаточно активны, работоспособны, внимательно слушали и выполняли задания, отвечали на вопросы, выполняли условия игр и заданий.
Выбранная форма работы организации НОД была достаточно эффективной.
На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность, все это способствовало эффективности, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Большую роль на качество усвоения материала оказало эффективное использование наглядности.
В заключительной части (3 мин) подводится итог деятельности.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.
Использование современных образовательных технологий - ИКТ, помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу:Познакомить детей с березой, ставшей символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева. А роль воспитателя сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.
Использовала личностно – ориентированный подход: активным детям предлагались более сложные вопросы, а робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Использование мультимедийной презентации про проведении НОД направлено на мотивацию визуального восприятия, на развитие интереса к русским обычаям. Считаю что занятие несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение. Дети станут более уважительно, с любовью относиться к русской берёзе.
Все этапы занятия были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенностькаким то одним видом деятельности.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.
Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, использовали имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны, организованны.
Во время непосредственно образовательной деятельности отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Дети в течение были достаточно активны, внимательно слушали и выполняли задания, отвечали на вопросы, выполняли условия игр и заданий
Длительность занятия 20 минут, что соответствует нормам Сан Пин.
Я считаю, что поставленные программные задачи были решены.