Оксана Махота
Отдельные области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К видам (областям) художественно - эстетической деятельности детей можно отнести :
- изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, конструируют, делают аппликации;
- художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, обсуждение иллюстраций в книгах и др. ;
- музыкальная деятельность в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют в «концерт», одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу,
Публикация «Отдельные области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- театрализованная деятельность предполагает игру детей в кукольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.
Изобразительная деятельность.
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный наст рой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
А именно:
1. Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.
2. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др., в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить или вырезывать и наклеивать.
3. Особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая существует между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны — спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения (педагоги знают, как часто, нарисовав или вылепив предмет, дети начинают играть с ним). Исходя из этого положения, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать детям создавать рисунки, лепку, аппликацию, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать детям отражать в своих работах образы детских игр: сюжетно-ролевых, подвижных, игр-драматизаций.
4. Содержание, методика проведения и организация занятий по изобразительной деятельности должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только раз витие эстетического восприятия, воображения, формирование об разных представлений, но и овладение детьми разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, лепке, аппликации широкий круг явлений и предметов. Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям.
5. Занятия составлены с учетом преемственности между разными возрастными группами, между детским садом и младшими классами общеобразовательной школы.
Изобразительная деятельность должна опираться на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок, на экскурсиях. Перед занятием следует уточнять имеющиеся у детей представления. Начиная со старшей группы, некоторые темы рекомендуется разделить на два занятия. Делается это для того, чтобы дети могли полнее выразить свои впечатления о том или ином событии, явлении, передать развернутый сюжет. Невозможность нарисовать, вырезать и наклеить все, что хотелось бы, снижает настроение ребенка, его интерес к занятию. Более того, недостаток времени часто приводит к формальному решению, иногда даже предлагаемому педагогом, который, зная, что более полного изображения дети создать не успеют, ограничивает их («Нарисуйте домик и около него елочку», «Нарисуйте два дерева»). Когда же на тему отводится два занятия, ребенок может и продумать замысел, и выразить его (на занятии по заданию решение тоже может быть разным, и создать более совершенное и полное изображение. Разумеется, делить на два можно лишь занятия сюжетного характера и по замыслу. Не следует впадать в другую крайность — на все сложные темы отводить два занятия; надо учить детей работать в течение занятия энергично, не отвлекаясь. Если же той или иной теме посвящаются два занятия, важно предупредить об этом детей и до говориться о том, что они будут рисовать (вырезывать, наклеивать) на одном занятии, а что на другом. Это развивает умения планировать свои действия, рационально распределять время. Например, старшей группе (в январе) рекомендуется за два-занятия выполнить рисунок на тему «Дети гуляют зимой на участке». Разделить работу можно так: на первом занятии дети рисуют фигурки всех гуляющих детей простым карандашом (можно изобразить 3—4 фигурки) и начинают их закрашивать; на втором занятии заканчивают раскрашивать одежду и дополняют рисунок изображением деревьев, кустов, построек и т. П. ; важно также помочь детям спланировать работу на каждом занятии. Проводить такие занятия можно в один день, а также на следующий день или через день, но обязательно с перерывом, чтобы дети могли отдохнуть. Однако раз рыв в занятиях не должен быть слишком большим, иначе интерес к теме может угаснуть. Как правило, занятия по рисованию, лепке и аппликации следуют друг за другом в определенной последовательности. Однако такая последовательность иногда нарушается, например, когда тема делится на два занятия или когда проводятся подряд занятия по лепке, аппликации или рисованию для закрепления сложного приема изображения (вырезывание симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, и др.).
Последовательность занятий может быть изменена и в некоторых других случаях. Например, во второй младшей группе в на чале мая намечено рисование на тему «Одуванчики в траве». Если к этому времени одуванчики еще не расцветут, данное занятие можно провести несколько позже, поменяв его местами со следующим — рисование по замыслу. Но подобная замена возможна лишь в том случае, если занятие не связано с предыдущими и последующими.
Чтобы работа с детьми носила творческий характер, воспитателю прежде всего нужно ознакомиться со всеми занятиями, предлагаемыми на год, соотнести их с особенностями своей группы, отметить те занятия, которые нуждаются в более тщательном продумывании и подготовке. Лучше начать работу с детьми трех лет и вести ее последовательно до выпуска детей в школу. Если воспитатель начал работу не с начала учебного года, т. е. не с сентября, следует выяснить, какими умениями и навыками владеют дети. Если ранее проводились занятия, программные задачи которых в данной группе еще не усвоены, необходимо позаботиться об их выполнении. В каждой группе ежемесячно намечаются занятия на четыре недели. В тех случаях, когда нет праздничных дней и рабочими оказываются четыре с половиной недели, воспитатели могут по своему усмотрению проводить дополнительные занятия по любому виду изобразительной деятельности. Просматривая занятия на месяц, важно определить, как они соотносятся со всей воспитательной работой группы. Нужно учитывать, какие литературные произведения знают дети, какие произведения они разучивают, исполняют на музыкальных занятиях и др. Следует уточнить, какие материалы (наглядные и для создания изображения) будут нужны, и заранее все подготовить.