Приложение МААМ

Нейромоторная коррекция и психическое развитие ребенка

Юлия Федотова
Нейромоторная коррекция и психическое развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Нейромоторная коррекция и психическое развитие ребенка

От чего зависит успешность в обучении и социализации?

Качество нашей жизни во многом определяется нервной системой. Нервная система – это совокупность анатомически и функционально взаимосвязанных нервных структур, обеспечивающих регуляцию и координацию деятельности организма человека и его взаимодействие с окружающей средой.

Функции нервной системы:

• Обеспечивает взаимосвязь между органами и системами путём быстрой и точной передачи информации и ее интеграции.

Темочки:

• Обеспечивает функционирование организма как единого целого и его взаимодействие с внешней средой.

• Осуществляет прием и анализ разнообразных сигналов внешней и внутренней среды и формирует ответные реакции.

• Осуществляет следующие психические функции :

- осознание сигналов окружающего мира

- их запоминание

- принятие решения и организация целенаправленного поведения

- абстрактное мышление

- Речь

Сенсорные системы

Часть из них перечислены далее:

• Зрительная система представляет собой совокупность защитных, оптических, рецепторных и нервных структур, воспринимающих и анализирующих световые раздражители. На уровне автоматизма она участвует в формировании пространственного восприятия человека.

• Слуховая сенсорная система обеспечивает кодирование акустических стимулов и обусловливает способность живых существ ориентироваться в окружающей среде посредством оценки акустических раздражителей.

• Вестибулярная система, взаимодействуя со зрительной и проприорецептивной сенсорными системами, играет важную роль в пространственной ориентации организма. Вестибулярному анализатору принадлежит ведущая роль в обеспечении контроля статических и динамических реакций организма, а также в определении положения тела в пространстве по отношению к гравитационному полю Земли и положения головы и шеи по отношению к туловищу. Кроме того, вестибулярный анализатор отвечает за восприятие линейных (изменение скорости движения) и угловых (перемена направления движения) ускорений. Если вестибулярная система повреждена или неправильно функционирует, возникает множество неприятных вегетативных симптомов: укачивание в транспорте, головокружения, тошнота.

• Проприоцептивная система – передает сигналы от мышц, суставов, сухожилий, связок в центральную нервную систему. Принимает сигналы от центральной нервной системы.

Вестибулярная система

Влияние вестибулярной системы распространяется на все сферы жизни человека. Физиологическое развитие :

- Усидчивость

- Поддержание позы

- Мышечный тонус

- Организация, запуск двигательного процесса

- Неуклюжесть

- Работоспособность

- Частые падения

Психологическое развитие :

- Риски/осторожность

- Эмоциональная лабильность

- Трудности переключения

- Страхи

- Эмпатия

Социальное развитие :

- Социальная дистанция

- Восприятие образа

- Адаптация

- Кооперация

Когнитивное развитие :

- Пространственные представления

- Произвольное внимание

Основные учебные навыки (счёт, письмо, чтение)

Проприоцептивная система

Влияние проприоцептивной системы также велико. Физиологическое развитие :

- Координация

- Переключение с одного моторного действия на другое

- Контроль мышечного тонуса

- Ловкость

- Артикуляция

- Точность и направленность движений

- Моторное планирование

Психологическое развитие :

- Уверенность –

Прокрастинация

- Самооценка

- Решительность

Социальное развитие :

- Стереотипное поведение

- Адаптация

- Коммуникативная вариативность

Когнитивное развитие :

- Письмо (почерк)

- Алгоритмы/переключение

Упражнения, стимулирующие развитие вестибулярной системы

Общие принципы упражнений:

1. Смена положения головы относительно линии горизонта.

2. Смена направления, скорости движения.

3. Вращательные движения.

Смена положения головы относительно горизонта

Основная задача – удержание баланса или выполнение движений в разных положениях головы относительно горизонта.

Примеры:

1. «Море волнуется»

2. «Изобрази букву»

3. Висы вниз головой

4. «Ласточка»

5. Приседания с подушкой на голове

6. «Дотронься до…»

7. Йога: треугольник, дерево, собака

Смена направления, скорости движения

Все игры и упражнения с ускорениями, резкими остановками и сменами направления:

1. Игры с вертикальными перемещениями: скакалки, резиночка, «крестик» и т. п.

2. Игры с линейными перемещениями: «раз-два-три, замри», «кто первый схватит веревку, сядет на стул» и т. п.

3. Игры с осевым вращением: «жмурки», «мельница», «тайфунчики», «кружись, пока…» и т. п.

Упражнения, стимулирующие развитие проприоцептивной системы

Общий принцип упражнений:

1. Получение максимально точных ощущений от своего тела

2. Формирование максимально точной «схемы тела»

3. Максимально точное владение движениями

Упражнения, развивающие точность телесных ощущений, формирующие «схему тела»

1. «Осьминог»

2. Самомассаж/прохлопывания

3. «Роботы»

4. «Куклы»

5. «Где это?»

Упражнения, позволяющие развивать максимально точное владение телом

1. «Крестики»

2. Сложные позы

3. Попеременные броски мячом и мешочком

4. Поднятие предметов разного веса на одну высоту

5. Танцы

Упражнения, стимулирующие развитие зрительной системы

Моторная дисфункция

1. Корректурная проба (с буквами изучаемого языка)

2. Лабиринты

3. Напёрстки

4. Восьмёрка

5. Угадайка с предметами

6. Игры с мячом

Проблемы перефокусировки

1. Пристенные игры с мячиком

2. Лото (с демонстрацией картинок).

А чтобы узнать ещё больше о нейромоторной коррекции, Наталья Викторовна Лунина рекомендует отличное пособие:

Оценка нейромоторной готовности к обучению Салли Голддарт Блайт

Публикации по теме:

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года»Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года» Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3-4 года». Конструирование —важное средство умственного воспитания детей.

Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейромоторная коррекция и психическое развитие ребенка
Опубликовано: 15 января 2025 в 16:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейромоторная коррекция и психическое развитие ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Федотова (УИ 261266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД