Ирина Геннадьевна Беркалова
Отчёт воспитателя по плану самообразования «Элементарное экспериментирование с детьми 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема плана по самообразованию : «Элементарное экспериментирование с детьми 2-3 лет».
Актуальность выбранной темы:
Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком.
Темочки:
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
В процессе эксперимента обогащается память ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно- образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома является такие материалы как песок и вода.
Пускали с детьми кораблики, наблюдали, как он плавает, через определенное время кораблик тонул. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет - не тонет». Когда у детей стал пропадать интерес к корабликам, стали опускать различные предметы, где у детей появился интерес к предметам, которые тонут, а какие нет. Появился вопрос, например, «Колесо, будет плавать?». Предлагала попробовать, где дети сами пытались устанавливать причинно – следственные связи и пытались делать вывод.
На закрепление цвета с детьми играли в «Разноцветную воду» - в баночку с водой добавляли несколько капель краски и наблюдали, как меняется цвет, брала основные цвета - красный, синий, желтый, зелёный. В результате этого появилась новая игра «Видно – не видно», где учила детей видеть и называть, что вода бывает прозрачной и не прозрачной. В процессе игр нужно постоянно поддерживать интерес. Благодаря этим играм развивается активный словарь детей, интерес к экспериментированию. Такие игры с водой, а также и многие другие будем организовать теперь и на воздухе.
Вторым материалом, позволяющим лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребёнку игры с песком доставляют большое удовольствие.
Песок это идеальный материал для проведения экспериментов. Малышей может удовлетворять пересыпание и ссыпание песка в машины, ведерки, выкладыванием пирожков.
Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять психологические зажимы у пассивных детей, снимают тревожность, насыщает радостью.
С маленькими детьми моё участие в играх необходимо. В процессе игры я называю, уточняю, а иногда изменяю, состояние материалов, их свойства, показываю последовательность игровых действий.
В процессе игры обращаю внимание ребёнка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается – из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Показываю, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже с бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать палочкой, пальцем. Из песка можно строить дороги, башни. Обыгрывать их.
Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в тёплое время года дети имеют возможность полностью удовлетворить своё желание действовать с этим природным материалом. Дети могут подолгу играть с песком, исследовать его свойства.
Без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт по цвету и на ощупь различают качества песка (сухой или мокрый). Сухой песок дети оставляют без внимания, а из мокрого делают постройки, формируют куличики.
Я считаю, что песочные игры очень актуальны и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а так же происходит развитие мыслительных операций, синтеза, сравнения и пр., обязательно речевое развитие, игры положительно влияют на эмоциональный настрой ребенка (тем более во время адаптации).
В связи с играми детей я увидела, что особенностью детского экспериментирования является :
1. свобода;
2. продолжительность опыта не регламентируется, так как ребенок может играть как 5 минут, так и час;
3. беседа с детьми во время экспериментирования.
Вывод: Таким образом, у детей стала более развита мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, речь стала более активной, выразительной. В речи детей стали появляться такие слова как мокрый, сухой, сыпать, рыхлый, тяжелый, липкий, полная, песочная и др. В адаптационный период игра с песком благоприятно воздействовала на вновь поступивших детей. В этот период дети при игре с песком меньше скучают по родителям, игра вызывает у них положительные эмоции, дети могут длительное время перебирать пальцами песок. При игре с песком с легковозбудимыми детьми по моим наблюдениям было замечено, что дети во время игры более спокойные, пассивные дети становятся раскрепощёнными. Эти игры насыщают ребенка радостью. В играх у детей стали более ярко выражены умственные и творческие способности, что заметно на занятиях и в повседневной жизни. Дети обыгрывают свои постройки, пытаются сами создать домик. Дети добавляют в свои постройки природный материал (шишки, камешки) без помощи взрослого.
В результате работы по данной теме мною подобран материал «Занимательные опыты и эксперименты для малышей» и создана «Картотека экспериментов для детей 2-3 лет».
В дальнейшем планирую продолжать работу по этой теме.