Урусова Наталья
Отчёт по самообразованию по теме «Познавательно-исследовательская деятельность детей в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
Познавательно-исследовательская деятельность является, наряду с
игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. важным критерием в подготовке воспитанника к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Публикация «Отчёт по самообразованию по теме „Познавательно-исследовательская деятельность детей в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования : создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской дея-тельности; создать условия для поддержания исследовательской активно-сти детей;
2. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
3. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, воздух и т. д.)
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при прове-дении экспериментов.
5. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
7. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
Познакомившись с литературой по данной теме я составила картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию «Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д.)
Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД и опыты-эксперименты. Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фо-кусы», Они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
В процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
После занятий у детей возникает множество вопросов, на основе которых лежит познавательный мотив.
В результате НОД и опытов-экспериментов:
• ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
• познакомились с явлениями природы;
• получили представление о круговороте воды в природе;
• уточнили знания о воде, о ее состояниях;
• познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
• дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;
• познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
• ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
В результате работы над темой по самообразованию мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать инте-рес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира.
Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы
Воспитатель: Урусова Н. Г.