Татьяна Воронкова
Отчёт по самообразованию «Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию.
«Формирование позитивных взаимоотношений в семье – основа нравственного воспитания дошкольников».
Формирование позитивного взаимодействия в семье родителей и детей ключевая задача нашего общества, так как в настоящее время общество переживает кризис нравственных идеалов и ценностей. Сложность процесса нравственного воспитания состоит в том, что целенаправленные воспитательные воздействия преломляются через призму имеющегося у ребенка первичного нравственного опыта, который формируется в семье. Но в условиях семьи нравственное воспитание преломляется через отрывочность знаний родителей, в некоторых семьях происходит деформация традиций воспитания. Поэтому эффективность нравственного воспитания во многом зависит от согласованной позиции дошкольного учреждения и семьи, так как родители являются равноправными субъектами образовательных отношений, о чем свидетельствует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Что же мы имеем в виду, когда используем по отношению к самым маленьким нашим детям понятие «нравственность»? Прежде всего, задатки тех личностных качеств малышей, о которых следует позаботиться уже сегодня - доброты, отзывчивости, трудолюбия, смелости, общительности. И, конечно, элементарные представления малыша о своем родном доме, улице, городе, которые впоследствии лягут в основу его представлении о Родине.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Работу по теме самообразования мы начали с создания материальной базы в группе: был изготовлен почтовый ящик «Вопросы и ответы», созданы : альбом: «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. У всех ли она прошла гладко?», индивидуальные блокноты: «Семь дней из жизни ребёнка дома», фотоальбом: «Я могу сам!». Совместно с родителями пополнили педагогические копилки игр: «Игра- не забава», картотеки пальчиковой гимнастики для детей 2-3 лет: «Этот пальчик-я!», «Бавушки-забавушки», картотеки потешек, стихов и словесных игр про животных и насекомых для детей 2-3 лет; была создана папка: «Мамина школа»; приобретено: дидактические игры, книги, настольно-печатные игры, дидактические картинки; изготовлены дидактические игры, книжки малышки. Создание условий для осуществления дошкольного воспитания детей в условиях взаимодействия включало и оформление для родителей православного уголка в приемной комнате, включающей в себя информацию о православных праздниках, о жизни Святых, семейных традициях. Активное участие родители принимали в подборе материала и оформлении папок – передвижек по темам: «День Матери», «День Защитника Отечества», «Пасха», «День Победы».
Большую помощь работе оказывает методический кабинет, где собран теоретический и практический материал по дошкольному воспитанию :
- литература для детей;
- литература для родителей и педагогов;
- аудиокассеты и видеоматериал.
Кроме этого большое подспорье в работе оказывают технические средства обучения: компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, dvd, видео.
Нами было изучено много методической литературы: Вместе с семьёй : Пособие по взаимодействию дошк. образов. учреждений с родителями Т. Н. Дронова; Евдокимова Н. В., Додокина Н. В. Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья»; Антонова Т. ,Волкова Е, Мишина Н. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка»; и многое др.
Использовались следующие формы работы с детьми :
Чтение художественной литературы, потешек, стихов, сказок;
Праздники, досуги, развлечения;
Хороводные игры, строительные игры, игры развлечения;
Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста: «Ладушки-ладошки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик бабушка», «Водичка, водичка», «Пальчик о пальчик», «Встали пальчики» и др.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Найди такую же игрушку», «Волшебный коробок», «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы» и т. д.
Подвижные игры: «Беги ко мне», «Лови мяч», «Надувайся пузырь», «Еле,еле завертелись карусели», «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит» и т. д.
Выставки, беседы;
Решение ситуаций нравственного содержания;
Формы работы с родителями :
В течении года, раскрывались такие темы как: адаптация ребенка к детскому саду, подготовка ребенка к посещению дошкольного учреждения, режим дня и его значение,
особенности развития и воспитания детей 2-3 лет, культурно - гигиенические навыки и их формирование, укрепление здоровья детей, о детских капризах, игры и игрушки детей раннего возраста.
В работе с родителями, были использованы разные формы : анкетирование, рекомендации, консультации, беседы индивидуальные и групповые, дистанционная форма с родителями.
Особое внимание уделялось теме адаптации ребенка к детскому саду, так как от этого зависит не только эмоциональное состояние ребенка и его комфортное пребывание в детском саду. Но и обстановка в группе в целом.
Было проведено анкетирование родителей, подготовлены рекомендации, консультации на такие темы как: «Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду», Мы идем в детский сад», «Как подготовить ребенка к тому, что в детском саду он будет оставаться без мамы». В ходе работы была создана папка, где собран весь материал по работе с родителями.
План работы с родителями.
Месяц Пути осуществления взаимодействия с родителями
Сентябрь - Анкета «Наша семья»;
- Почтовый ящик «Вопросы и ответы»;
- Видеоролик: «Как готовить ребенка к детскому саду?»
Октябрь
Тема месяца: «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению»
- Информационный проспект для родителей «Улыбка малыша в период адаптации. Как её добиться?»;
- Рекомендации «Что делать, если ребенок плачет и не хочет идти в детский сад?»;
- Создание альбома: «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. У всех ли она прошла гладко?»
Ноябрь
- Памятка «Значение режима дня в детском саду и дома»;
- Создание индивидуальных блокнотов «Семь дней жизни ребенка дома"
- Фотоотчет дистанционно: «Один день из жизни малыша в детском саду» (режимные моменты);
- Заочная встреча: «Единство требований в сохранении режима дня дома и в детском саду»
- Создание стенгазеты: «Моя любимая мамочка»
Декабрь
Тема месяца: «Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет»
- Онлайн консультация: «Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет в условиях социума»;
- Советы: «Развитие личности в раннем детстве»
- Творческий конкурс: «А у нас Новый год!»
Январь
Тема месяца: «Культурно-гигиенические навыки и их формирование»
-Дистанционно: «Воспитание культурно-гигиенических навыков»;
Воспитание культурно-гигиенических навыков»- индивидуальные рекомендации.
Февраль
Тема месяца: «Чтобы малыш не болел!»
Консультация
: «Помогите ребенку укрепить здоровье»;
- День открытых дверей «Мы на зарядке»;
- Советы «Расти, малыш, здоровым!»
- Фотовыставка «Мой папа защитник Родины»
Март
Тема месяца: «Детские капризы и своеволие»
- Консультация «Ранний возраст – маленькая энциклопедия капризов и упрямства»;
- Индивидуальные беседы: «Детские капризы и пути их преодоления»
Апрель
Тема месяца: «Игры и игрушки» «Любимая книга малыша»
- Дискуссия «Игрушки полезные и вредные»
- Круглый стол «А мы играем так!» о любимых играх малышей;
- Создание педагогической копилки игр «Игра – не забава»;
-Создание уголка ряжения;
- Создание любимой книги малыша»;
- Конкурс «Пасхальная радость»;
Май
Итоги проделанной работы
- «Обобщение и распространение опыта работы по проекту»
-Опросник родителей по эффективности взаимодействия в рамках реализации проекта»
-Фотовыставка «Наши малыши стали большими!»
-Создание фотоальбома «Я могу сам!»;
Распространение опыта работы по данной теме происходило через: педсоветы, семинары, «Дни открытых дверей», «Дни творчества», методические объединения, школа передового опыта, открытые просмотры, индивидуальные беседы с воспитателями.
Таким образом, педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста обладает гибкостью и вариативностью. Она имеет единую концептуальную и технологическую основу, но предполагает тактическое многообразие способов реализации. Мы в детском саду проектируем и организуем педагогическую поддержку семьи, изучая воспитательные возможности родителей как носителей нравственных ценностей и норм. Учитывая характер затруднений в реализации семьей воспитательной функции, анализируя обстоятельства возникновения нарушений в нравственном развитии ребенка, а также те условия, которые способны обеспечить динамику воспитательной позиции родителей в формировании основ нравственности у ребенка, расширяем опыт семейного воспитания в достижении значимых целей нравственного воспитания ребенка.