Вита Москаль
Пальчиковые игры как средство развития речи для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по плану самообразования за 2020–2021 учебный год
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Красноярский детский дом № 1»
Отчет
по плану самообразования
на тему: «Пальчиковые игры как средство развития речи для детей
младшего дошкольного возраста»
за 2020-2021 учебный год
воспитателя Москаль Виты Викторовны
г. Красноярск
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
На протяжении всего учебного года велась работа по созданию центра «Учимся говорить». Были подобраны наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания, игры из серии «Умница». (Контуры. Что есть что. Кто есть кто., игры из серии «Учись, играя» (Кто в домике живет, лото «Парные картинки», лото «Игрушки». Был изготовлен дидактический материал для артикуляционной гимнастики.
В групповом помещении создан центр «Маленькие математики», центр «Здравствуй, книжка», «Играем в театр», «Маленькие конструкторы». В работе над созданием центров было учтено то, что дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. Особенно для логопедических занятий в группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются эталонные представления об окружающем. Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, оснастила развивающую среду, играми и пособиями для развития мелкой моторики.
Для закрепления пройденного материала и актуализации словаря организую для детей развлечения : просмотр театрализованных представлений и анимационных фильмов, прослушивание звукозаписей. Привлекаю детей к посильному участию в праздничных утренниках. Учитывая особенности речевого развития детей, при создании сценариев делаю акцент на коллективные игры, танцы, пляски, хороводные игры, хоровое пение, не допуская чтения детьми стихов (особенно в первый период работы). При подборе песен к праздникам учитываю мнение учителя-логопеда, который помогает подбирать песни с короткой строкой и фонетически доступные детям.
Приняла участие в проведении праздников: «Здравствуй, осень!», Новогодний утренник, «Здравствуй, весна! Мамин праздник», «День Победы».
Провела развлечения : «Мы идем дорожками» (в осеннем лесу, «А на горке снег-снег!», «Ручейки бегут, звеня», «В гостях у Пети-Петушка». Провела театрализованные представления: «Волк и козлята», «Заюшкина избушка, «Репка», «Потешки, пестушки для Маши и Ванюшки».
Образовательная область «Речевое развитие».
Использовала в работе игры и игровые упражнения: «Как рычат мишки?», «Хлопки», «Поручение», «Покажи и назови», «Илюшины игрушки», «Один, одна, одно», «Что делает?», «Оденем куклу», «Большой — маленький», «Четвертый лишний», «Для чего нужны?», «Внимательные ушки», «Кто где?», «У кого?», «Кто в домике живет?», «Один, два, три», «Разноцветные флажки», «Мой, моя», «Будь внимательным», «Воробьишки» и др. 13, «Толстый и тонкий».
Подобрала иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, картины «Птичий двор», «Собака со щенятами», «Кошка с котятами», «Мы играем», «В песочнице».
Образовательная область «Познавательное развитие».
Использовала игры для развития психических функций : «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?», «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Собери пупса»17, «Пес и щенок», «Петушок», «Лиса и мышка», «Чайник», «Бабочка и цветок», «Алешка».
Провела эксперименты в групповой лаборатории: «Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком, «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, перышки).
Провела игры и упражнения для развития математических представлений: «Разложи фигуры», «Шарики и кружки», «Кубики и квадратики», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные домики» (группировка предметов по определенному признаку, «Сложи квадрат», «Сложи круг» (2—4 части, «Логические цепочки» (для самых маленьких, «Большой и маленький», «Дорожки» (длинный и короткий).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Провожу подвижные игры : «Семья», «Гном», «Мяч», «Это я», «Платье», «Брюки», «Щетка», «Умывалочка», «Тапки», «Брюки», «Ботинки», «Елка», «Елочная игрушка», «Чашка», «Тарелка», «Каша», «Корова», «Конь», «Петух», «Утки», «Подарок маме», «Зайка», «Медвежонок», «Воробей», «Ворона», «Стул», «Кроватка», «Грузовик», «Поливальная машина», «Одуванчик», «Бабочка».
Подвижные игры на воздухе : «Пробеги с вертушкой», «Воробышки и кот», «Курочка-хохлатка», «Солнышко и дождик», «Позвони в колокольчик», «Снежинки и ветер», «Зайка беленький сидит», «Кто дальше?».
Настольно-печатные игры : «Разрезные картинки», пазлы, «Парочки», «Парные картинки», лото «Игрушки», «Блоки Дьенеша»(для самых маленьких, лото «Магазин» (игрушки, обувь, одежда, посуда). Рекомендуемые сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Магазин», «На приеме у врача», «В автобусе», «Парикмахерская», «Шоферы», «Стройка».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Ознакомила детей с литературными произведениями: народные потешки и пестушки, русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и козлята», «Три медведя», стихи А. Барто, Е. Благининой, З. Александровой, рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, сказки и рассказы Е. Чарушина, Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Д. габе «Моя семья». А. Шлыгин «По дороге в детский сад», Е. Ильина «Игрушки», С. Капутикаян «Хлюп-хлюп», К. Чуковский «Мойдодыр», Ф. Ливстик «Кто сшил Видеку рубашку», Я. Аким «Елка наряжается».
Образовательная область «Физическое развитие».
Дети знают и умеют играть в подвижные игры : «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Найди свой домик», «Наседка и цыплята», «Поезд», «Бегите к флажку», «Где спрятался мышонок?», «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Птичка и птенчики», «Кролики», «Лягушка», «Трамвай», «Угадай, кто кричит».
Работа с детьми
Сентябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Семья».
2. Пальчиковая игра «Дорожка».
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5. Настольная игра «Мозаика».
Октябрь
1. Игра «Я катаю мой орех».
2. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
3. Заучивание пальчиковой игры «Осень».
4. Пальчиковая игра «Овощи».
5. Изображение пальцами различных фигур : «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
Ноябрь
1. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
2. Настольная игра «Собери кубик».
3. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Чудесный мешочек».
4. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Одежда».
5. Учить детей одевать и раздевать кукол.
Декабрь
1. Пальчиковые игры «Новый год», «Здравствуй, зимушка-зима».
2. Конструирование и лего-конструктора «Домик», «Заборчик», «Дорожка».
3. Настольная игра «Собери картинку» (крупные кубики).
4. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).
5. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Сказки», «Снежок». Повторение пальчиковой игры «Семья», «Пирожки», «Новый год».
Январь
1. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
2. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или
пальчиком рисуем на крупе).
3. Конструирование из палочек «Домик», «Елочка».
4. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
5. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (полоски, треугольники, квадраты).
Февраль
1. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
2. Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение игры «Снежок».
3. Пальчиковая игра «Семья», «Сказки», «Переложи игрушки».
4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества»(аппликация).
Март
1. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
2. Пальчиковые игры «Маму я свою люблю», «Транспорт».
3. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
4. Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта».
5. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом»
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «Дружба». Повторение знакомых игр.
2. Учить детей скатывать шарики из бумаги, для работ по ИЗО.
3. Пальчиковые игры «Домик для зайчат».
4. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Шкаф» и т. д.
5. Проигрывание с детьми пальчиковым театром р. н. сказок.
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Наши алые цветы», повторение «Домик для зайчат», «Дружба».
2. Учить детей инсценировать руками стихи.
3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4. Конструировать из палочек «Транспорт» (по образцу и по желанию).
5. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры : «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Крыша».