Марина Ревина
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС. Младшая разновозрастная группа (2–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Младшая разновозрастная группа (2- 4 года).
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективнее развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Для этого нужно обогатить среду предметами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС, Младшая разновозрастная группа (2–4 года)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2017
Развивающую предметно-пространственную среду в своей группе я стараюсь организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещаем оборудование по секторам (центрам развития). Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС должна быть содержательна, насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна и доступна, а также оборудована с учётом возрастных особенностей детей и тематическим планированием.
В группе созданы следующие центры и уголки:
Музыкальный уголок;
Центр «В гостях у Клепы»;
Центр «Уголок природы»
Математический уголок (уголок сенсорики и мелкой моторики)
Литературный уголок (книжный уголок, игротека)
Центры для сюжетно-ролевой игры
Уголок дорожного движения «Наш друг Светофорик»
Уголок строительно-конструктивных игр «Город мастеров»
Физкультурно-оздоровительный уголок.
В музыкальном уголке
находится все, что нужно для развития музыкального слуха: различные погремушки, маракасы, бубенцы, металлофон и др. Также есть книжки с изображением различных музыкальных инструментов, фонотеки с записями классической и народной музыки, различных сказок, детских песенок, звуками природы.
В центре творчества «В гостях у Клепы»
имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые, пальчиковые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги, клей – карандаш. Бумага и трафареты удобно расположились в кармашках у клоуна, который находится в этом уголке и приглашает ребят к себе в гости.
В ЦЕНТРЕ «Уголок природы»
дети наблюдают и ухаживают за растениями, рассматривают иллюстрации в книгах, коллекции камней, слушают аудиозаписи «Звуки живой природы». Также здесь находится куб, на сторонах которого изображены времена года. Этот куб, который я изготовила сама, заменяет нашим детям календарь природы. Еще в этом центре находятся дидактические игры, с которыми ребята, играя, знакомятся с жизнью животных, растений, сезонными изменениями в природе: «Лото. Птицы», «Лото. Животные», «Что внутри?», «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Адреса птиц», а также различные домино с изображением растительного и животного мира. Здесь же находятся изготовленные руками родителей из природного материала (шишки) фигура ежика и корзина с яблоками.
В уголке детского экспериментирования играют с песком, водой, красками.
В ЦЕНТРЕ «Город мастеров»
используя, различные конструкторы, дети имеют возможность проявлять свое творчество.
Любой вид конструирования всесторонне развивает ребёнка, его конструктивные способности и творческие умения, прививает навыки мышления, умение ориентироваться.
Процесс творческого конструирования открывает богатейшие возможности для формирования волевых качеств личности: аккуратности, умения доводить дело до конца, что так пригодится в школе.
Уголок дорожного движения «Наш друг Светофорик».
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге. Для знакомства с правилами дорожного движения в уголке имеется:
- Набор транспортных средств.
- Иллюстрации с изображением транспортных средств.
- Макет пешеходного светофора.
- Макет улицы с перекрестком.
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, жезл и т. д)
- Дидактические игры.
Центры для сюжетно- ролевой игры.
Игровая зона оснащена уголками «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Транспорт» и атрибутами для сюжетно – ролевых игр подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, пупсы, коляски для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, техники. Для зонирования игрового пространства мною используется изготовленная совместно с родителями ширма «Чудо домик», которая в любой момент может трансформироваться. Это нестандартное оборудование соответствует требованиям ФГОС.
Математический уголок имеет большое количество вкладышей– форм, наборов мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два – сосчитай», «Геометрические формы», «Ассоциации», «Большой- маленький» и др.). Здесь также находятся различные шнуровки, игры- вкладыши, всевозможные пирамидки и кубы.
В физкультурном уголке
в свободное время дети занимаются спортом, повышают объем двигательной активности, формируются основные жизненно важные двигательные умения и навыки. Для свободного доступа детям предлагается различное оборудование: мешочки с песком, массажные мячики, кольцебросы, дорожка здоровья, кегли, обручи и многое другое.
В познавательно – речевом уголке
имеется подборка познавательных иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии», «Времена года», «Спорт», «Дикие животные», «Еда», «Бытовая техника» и т. д., наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры на звукопроизношение.
Предметно – развивающая среда группы построена в соответствии со следующими принципами:
- принцип информативности (предметно - развивающая среда группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала);
- принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т. е. материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
- принцип стабильности – динамичности (предметно-развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года)
- принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким образом, чтобы можно было легко добавлять в неё различные элементы, а также убирать уже ненужные);
- принцип эмоциогенности среды (развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, вызывает у них положительные эмоции);
- принцип, сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);
- принцип учёта половых различий детей.
Предметно - развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях, созданной педагогами группы предметно - развивающей среды (со сверстниками и индивидуально).
Развивающая среда группы отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности. Ширму и куб можно посмотреть на моей страничке, о них я уже писала.