Елена Лизунова
Отчет по экспериментированию «Королевство чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»
Отчет по экспериментированию на тему : «Королевство чудес».
Выполнила: воспитатель Лизунова Е. Д.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Публикация «Отчет по экспериментированию „Королевство чудес“» размещена в разделах
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности является детское экспериментирование
Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Работа по экспериментированию вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребёнка, которая становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами, наш детский сад приобрёл специальную детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии». Она состоит из пяти образовательно-игровых модулей. В зависимости от особенностей общеобразовательной программы нашего учреждения, возможностей педагогов и поставленных задач данные модули можно использовать в таких образовательных областях, как познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие. Занятия с дошкольниками с этой лабораторией помогут решению задач:
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
- освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
При проведении занятий с данными модулями в игровой форме познакомила детей с различными природными явлениями и вводила простейшие понятия, описывающие эти явления.
Главная задача этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.
На занятиях по всем предложенным темам в ходе игры ребёнку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее. Он получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.
Поэтому, данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цели и задачи:
Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме.
Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы, через опытно-экспериментальную деятельность.
В ходе проведения совместных экспериментальных действий развивать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы; любовь к родному краю.
Пополнить исследовательскую лабораторию новыми атрибутами для исследовательской деятельности детей.
Привлечь родителей к активному участию в работе
Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;
Экспериментаторской деятельностью помочь детям найти ответы на интересующие их вопросы;
Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
Развивать личностные свойства – целеустремлённость, настойчивость, решительность;
Создание эмоционально-положительного отношения и интереса к совместной деятельности;
Включение ребёнка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.
Теоретическое обоснование темы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Мною был разработан долгосрочный; поисково-исследовательский проект по экспериментированию. Для реализации проекта использовала следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности :
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Проведение РОД.
Изготовление лепбука.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Структура проведения игры–экспериментирования :
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора.
Эвристические беседы.
Работа в цифровой лаборатории Наураша.
Музыкальный мультфильм «капельки прыг-прыг»
Работа по экспериментированию в группе осуществляется по трем направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- Живая природа (характерные особенности времен года, животные и их приспособление к окружающей среде
- Неживая природа (камни, песок, глина, воздух, вода, цвет, вес,
- Человек и рукотворный мир (части тела, материалы и их свойства, преобразования предметов). :
Со своей стороны я постаралась организовать работу так (учет возрастных особенностей, подготовка теоретической базы, развивающей среды, чтобы у детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать. Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли полученные знания в самостоятельной деятельности. Так как детям этого возраста доступны двух- и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, мы все чаще задавали вопрос «Почему?».
Наряду с традиционными методами и приёмами, использовала инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения цифровая лаборатория Наураша, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации. (профессор «Наураша»проводит опыты в цифровой лаборатории, лаборатория «Температура»)
Свои взаимоотношения с детьми я строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования.
По перспективному плану «познавательно-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории Наураша» в подготовительной группе опыты проводятся во второй половине дня и на прогулках 2 раза в месяц. Продолжительность каждого опыта - 30 минут.
Пополнение мини-лаборатории для исследовательской деятельности
Для выполнения поставленных задач в группе сформирована предметно-развивающая среда для экспериментирования. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудованы центр науки, мини- лаборатория «Почемучки», лепбук по экспериментированию «Королевство чудес».
Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель - не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Основное оборудование лаборатории:
• «Лаборатория приборы – «помощники» весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы, зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, ,сито, свечи.
• «Лаборатория природа» : природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. мука. соль, сахар.
• «Лаборатория умелые ручки» утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги ; красители: гуашь, акварельные краски;
• «Лаборатория аптека» медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
• «Лаборатория литература» карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
• индивидуальные дневники экспериментов.
Материал, находящийся в центре экспериментирования «Почемучки» в контейнерах лабораториях ориентирован на средний уровень развития ребенка а так же детей ОВЗ. Но также собраны материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов в цифровой лаборатории Наураша, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, где дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения. Главным героем является пальчиковая кукла «Почемучкин». Дети задают вопросы, а герой или присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у родителей, а затем рассказать всем детям. Некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.
Опытно-исследовательскую деятельность с детьми организую не только в центре «Почемучки», но и в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурляндии» на основе проблемного обучения, а также на участке детского сада.
Организация взаимодействия с родителями
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. На группе проводились вечера вопросов и ответов, создан специальный стенд, где помещалась ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, Родители
принимают активное участие в конкурсах уголков экспериментирования,
помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами,
способствуют удовлетворению познавательных интересов дома с помощью экспериментирования.
Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.
Для повышения родительской компетентности проводились родительское собрание «Значение детского экспериментирования в жизни ребёнка»; консультации «Игра или эксперимент», «Соблюдение правил безопасности», «Организация опытов в домашних условиях»; были составлены рекомендации:
-Как помочь маленькому почемучке;
-Ребенок - маленький исследователь;
-Игротека маленького исследователя.
Ожидаемый результат:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Развивать у детей самостоятельность, уверенность в себе посредством развития мыслительных операций
3. Способствовать пониманию ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
5. Познакомить с современными образовательными технологиями «Цифровая лаборатория Наураша»
6. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Заключение
В ходе проектной деятельности выяснилось, что познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, самоконтроля и активности личности. Изучение познавательно-исследовательской деятельности, как целостного образования личности позволило выявить интегративные качества личности, формируемые в процессе данного вида деятельности:
Дети стали любознательными, активными. Они проявляют эмоции удивления, радость познания, восторг, удовлетворенность деятельностью; усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой познавательно-исследовательской деятельности, к развитию такого интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности. У детей развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – то, что регулирует и развивает исследовательскую деятельность; развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Считаю, что система работы, проведенная мною группе по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование в совместной деятельности, доказала свою состоятельность и эффективность т. к. была достигнута цель и решены поставленные задачи.
Результаты работы свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.
Таким образом, исследовательская деятельность в образовательном процессе группы положительно отразилась на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей к обучению в школе.