Анна Андреева
Отчет по экологической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
К вопросу о показателях экологической культуры.
В определении критериев экологической воспитанности решающую роль играют представления о сущности, динамике, конечных целях воспитательного процесса.
Различиями в трактовке понятия «Экологическое воспитание» обусловлено существующее сегодня разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Анализ современных исследований показывает, что большинство авторов сосредотачивают свое внимание на одном или нескольких показателях, раскрывающих исследуемый ими аспект проблемы.
Публикация «Отчет по экологической культуре» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы ставим своей задачей рассмотреть показатели экологической воспитанности комплексно и системно, раскрыть их взаимосвязь, особенности проявления в младшем дошкольном возрасте, выявить основные этапы, уровни экологической воспитанности внутри данного возрастного периода.
Исходной позицией в решении вопроса о показателях будет наше представление о процессе экологического воспитания. В широком смысле экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они созревают как личности – представители особой экосистемы человек – природа – общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно к процессу социализации человека идет процесс экологизации личности – формирование его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром – культуры экологической. В более узком смысле процесс экологического воспитания мы рассматриваем как целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры личности. Следует, видимо, рассмотреть понятие экологического воспитания и в узко-социальном смысле – как целенаправленное воздействие на развитие профессиональных качеств личности специалиста-эколога.
Таким образом, главной целью экологического воспитания является, на наш взгляд, формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.
Экологическая культура – качественное новообразование личности, часть ее общей культуры. Следовательно, показатели ее сформированности (качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром) необходимо исследовать на двух, условно говоря, уровнях - внутреннем и внешнем.
На первом (внутреннем) уровне мы оперируем такими категориями, как потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки, субъективная позиция и др. На втором (внешнем) уровне мы пользуемся такими категориями, как отношение, поведение, поступки, деятельность, взаимодействие и др.
На каждом этапе личностного развития общие категории имеют свое конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психологически-ми особенностями, спецификой возраста.
Младший дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с окружающим (природной и социальной средой, людьми, самим собой).
В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, наш взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности :
1) усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;
2) наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
3) потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
4) проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и пони-мать прекрасно, потребности самовыражения в творческой деятельности;
5) проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.
Младший дошкольный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных нами «ступенях роста» данного возрастного периода.
Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте. Новая ступень в развитии ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д. ; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Показатели сформированности экологической культуры ребенка на первой ступени начальной школы:
1) ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать состояние с позиций хорошо – плохо;
2) с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности;
3) эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунках, рассказах и т. д.);
4) старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес, поле и т. д. ;
5) проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
6) пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянием их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.
Показатели сформированости экологической культуры у младших дошкольников на втором этапе дополняются:
1) интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;
2) участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
3) общением с представителями растительного и животного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
4) выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
О показателях сформированности экологической культуры ребенка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:
1) соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
2) выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
3) ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
4) доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) со-провождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Согласно указанным выше показателям мы определили пять уровней сформированности экологической культуры у младших дошкольников - высокий, средне-высокий, средний, средне-низкий и низкий.
Высокий уровень экологической культуры характеризуется наличием у выпускников дошкольников показателей, формируемых на всех этапах обучения и владение ими на выходе из начальной ступени.
Средне-высокий уровень характеризуется наличием у выпускников сада всех показателей за исключением выраженной потребности в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира и способности самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.
Средний уровень экологической культуры выпускниковсада отличается отсутствием таких показателей как: интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками их анализировать; обще-ние с представителями растительного и животного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия; выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом; выраженная потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира и способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.
Средне-низкий уровень имеют выпускники, обладающие лишь такими показателями, как: интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать состояние с позиций хорошо – плохо; желание участвуют в экологически ориентированной деятельности; старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время про-гулок в сад, лес, поле и т. д. ; пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде; соблюдает правил поведения в окружающей среде, контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды.
Низкий уровень экологической культуры отмечен лишь такими показателями: интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать состояние с позиций хорошо – плохо; старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес, поле и т. д; пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.