МААМ-картинки

Отчет по экологической культуре

Анна Андреева
Отчет по экологической культуре
▼ Скачать + Заказать документы

К вопросу о показателях экологической культуры.

В определении критериев экологической воспитанности решающую роль играют представления о сущности, динамике, конечных целях воспитательного процесса.

Различиями в трактовке понятия «Экологическое воспитание» обусловлено существующее сегодня разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Анализ современных исследований показывает, что большинство авторов сосредотачивают свое внимание на одном или нескольких показателях, раскрывающих исследуемый ими аспект проблемы.

Публикация «Отчет по экологической культуре» размещена в разделах

Мы ставим своей задачей рассмотреть показатели экологической воспитанности комплексно и системно, раскрыть их взаимосвязь, особенности проявления в младшем дошкольном возрасте, выявить основные этапы, уровни экологической воспитанности внутри данного возрастного периода.

Исходной позицией в решении вопроса о показателях будет наше представление о процессе экологического воспитания. В широком смысле экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они созревают как личности – представители особой экосистемы человек – природа – общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно к процессу социализации человека идет процесс экологизации личности – формирование его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром – культуры экологической. В более узком смысле процесс экологического воспитания мы рассматриваем как целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры личности. Следует, видимо, рассмотреть понятие экологического воспитания и в узко-социальном смысле – как целенаправленное воздействие на развитие профессиональных качеств личности специалиста-эколога.

Таким образом, главной целью экологического воспитания является, на наш взгляд, формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.

Экологическая культура – качественное новообразование личности, часть ее общей культуры. Следовательно, показатели ее сформированности (качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром) необходимо исследовать на двух, условно говоря, уровнях - внутреннем и внешнем.

На первом (внутреннем) уровне мы оперируем такими категориями, как потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки, субъективная позиция и др. На втором (внешнем) уровне мы пользуемся такими категориями, как отношение, поведение, поступки, деятельность, взаимодействие и др.

На каждом этапе личностного развития общие категории имеют свое конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психологически-ми особенностями, спецификой возраста.

Младший дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с окружающим (природной и социальной средой, людьми, самим собой).

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, наш взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности :

1) усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;

2) наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

3) потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

4) проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и пони-мать прекрасно, потребности самовыражения в творческой деятельности;

5) проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.

Младший дошкольный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных нами «ступенях роста» данного возрастного периода.

Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте. Новая ступень в развитии ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д. ; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Показатели сформированности экологической культуры ребенка на первой ступени начальной школы:

1) ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать состояние с позиций хорошо – плохо;

2) с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности;

3) эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунках, рассказах и т. д.);

4) старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес, поле и т. д. ;

5) проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

6) пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянием их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированости экологической культуры у младших дошкольников на втором этапе дополняются:

1) интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;

2) участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

3) общением с представителями растительного и животного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

4) выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребенка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

1) соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

2) выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

3) ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

4) доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) со-провождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Согласно указанным выше показателям мы определили пять уровней сформированности экологической культуры у младших дошкольников - высокий, средне-высокий, средний, средне-низкий и низкий.

Высокий уровень экологической культуры характеризуется наличием у выпускников дошкольников показателей, формируемых на всех этапах обучения и владение ими на выходе из начальной ступени.

Средне-высокий уровень характеризуется наличием у выпускников сада всех показателей за исключением выраженной потребности в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира и способности самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.

Средний уровень экологической культуры выпускниковсада отличается отсутствием таких показателей как: интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками их анализировать; обще-ние с представителями растительного и животного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия; выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом; выраженная потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира и способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.

Средне-низкий уровень имеют выпускники, обладающие лишь такими показателями, как: интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать состояние с позиций хорошо – плохо; желание участвуют в экологически ориентированной деятельности; старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время про-гулок в сад, лес, поле и т. д. ; пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде; соблюдает правил поведения в окружающей среде, контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды.

Низкий уровень экологической культуры отмечен лишь такими показателями: интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать состояние с позиций хорошо – плохо; старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес, поле и т. д; пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Публикации по теме:

Годовой отчет инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год Физическое развитие в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Годовой отчет инструктора по физической культуре за 2017–2018 учебный годГодовой отчет инструктора по физической культуре за 2017–2018 учебный год Развитие детей и укрепление их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной.

Годовой отчет о проделанной работе инструктора по физической культуре за 2018–2019 учебный год Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает.

Годовой отчет о проделанной работе инструктора по физической культуре за 2019–2020 учебный годГодовой отчет о проделанной работе инструктора по физической культуре за 2019–2020 учебный год Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает.

Конструирование на занятиях по физической культуре в ДОУКонструирование на занятиях по физической культуре в ДОУ Конструирование на занятиях по физической культуре в нашем ДОУ мы используем, чтобы разнообразить занятия по физкультуре, повысить интерес.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Отчет о проделанной работе инструктора по физической культуре за 2019–2020 учебный год Развитие детей и укрепление их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной.

Отчет о проведении экологической акции «Синичкин день» в старшей группеОтчет о проведении экологической акции «Синичкин день» в старшей группе Ежегодно зимой гибнет очень много птиц от голода и холода, им необходимо помогать. Чтобы привлечь детей старшей группы к этой проблеме,.

Отчет о проведении экологической квест-игры «Эко –ассорти»Отчет о проведении экологической квест-игры «Эко –ассорти» Отчет о проведении экологической квест-игры " Эко- ассорти".Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности,.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по экологической культуре
Опубликовано: 17 мая 2022 в 06:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по экологической культуре» (включая файлы) размещена пользователем Анна Андреева (УИ 2996246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД