Марина Овчинникова
Опыт работы по теме «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по теме : «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
“ Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач "
К. Д. Ушинский
Актуальность темы.
Публикация «Опыт работы по теме „Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Вопросы трудового воспитания остро стоят не только перед педагогами и родителями, но и перед всем современным обществом. Для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, проблема воспитания положительного отношения к труду сопряжена с возрастными особенностями психического и физического развития дошкольников. У ребенка еще не сформированы чувства ответственности и понимание значимости своего труда. Для него труд – это игра «во взрослого». Поэтому от того, какой пример будет видеть малыш в отношениях взрослых к своему труду, труду других людей (в том числе и труду детей, зависит, какой характер будет носить результат трудового воспитания – социальный или асоциальный.
Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Нередко взрослые, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.
В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка.
А в свою очередь, трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления - ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что труд формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице, конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Цель работы по теме самообразования : объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей и формирование у воспитанников основ трудовой деятельности.
Задачи:
- развивать трудовые навыки у детей; желание научиться стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями;
- воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
- способствовать всестороннему развитию детей.
Предполагаемый результат:
- расширение представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
- формирование элементарных навыков самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
- развитие ответственного отношения порученному делу;
- формирование уважительного отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
- расширение представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Форма самообразования: индивидуальная.
Формы работы :
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Этапы выполнения работы :
1 этап - информационно-аналитический.
На первом этапе работы я осуществляла сбор и анализ информации по данной проблеме, изучала методическую и периодическую литературу.
2 этап проектировочный.
На втором этапе мною был составлен план работы по самообразованию.
3 этап – практический.
На третьем этапе велась работа по выполнению плана со всеми участниками воспитательно -образовательного процесса.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Учитывая особенности организации трудового воспитания в детском саду, работа проводилась по следующим направлениям:
- навыки культуры быта (самообслуживание).
Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе были использованы разные методы и приё мы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дид. игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий.
- хозяйственно-бытовой труд.
Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. С начала сентября прошлого года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями дети помогают готовить рабочее место : раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать.
Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течение года с ребятами организовывался сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега.
Ежедневно наводился порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.
По пятницам вместе с ребятами мы мыли игрушки, обтирали строительный материал.
- труд в природе.
Труд в природе был направлен на уход за растениями в уголке природы, цветнике. Дети принимали участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирали по мере необходимости листочки.
Осенью собирали семена календулы, бархоток и космеи.
Ежедневно с наступления холодов мы подкармливали птиц на участке.
Весной организовали огород на подоконнике: высаживали семена на рассаду, ухаживали и наблюдали за их ростом.
- ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее). На прогулке ребята учатся катать снежные комы, которые используем в совместном строительстве снежных фигур.
-ознакомление с трудом взрослых
Знакомство детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, СРИ, д/и, экскурсии, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи.
Формы работы с родителями :
- консультации;
- папки – передвижки;
- выставки детских и совместных поделок;
- фотоотчёты, фотовыставки;
- участие в конкурсах.
С родителями проведены консультации на темы: «Приучаем ребёнка к порядку», «Какой труд доступен детям», «Как воспитать помощника», «Домашние обязанности для детей», оформлена папка-передвижка «Трудовое воспитание в семье».
Родители приняли участие совместно с детьми в конкурсах»; Конкурс «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка»;
В результате проведенной работы, был получен следующий результат:
- расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
- сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
- развито ответственное отношение порученному делу;
- формировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
- расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Участие в трудовой деятельности позволило детям :
- демонстрировать свои умения,
- ощущать радость от результата труда,
- проявлять внимание к партнерам по труду
- способствовало накоплению практического опыта;
- способствовало формированию навыков и умений, представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата) ;
- способствовало формированию различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий).
Считаю, что выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
План годовой работы по теме : «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».
Формы работы :
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Раздел плана Сроки Содержание и формы работы
Изучение
методической
литературы Сентябрь - май Изучение методической литературы:
1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М. : Просвещение, 1987.
2. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998
3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
4. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014.
5. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. :
Создание
условий Сентябрь - май Разработка и создание перспективного плана в электронном виде по теме.
Составление конспектов НОД по теме.
Организация и пополнение уголка.
Сбор фотографий по теме.
Работа с детьми Сентябрь- май Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе.
Октябрь Знакомство с профессией пожарного. Познавательное занятие в подготовительной группе «Знакомство с профессией «пожарный».
Ноябрь Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых.
Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
Выставка рисунков по теме : «Я хочу быть ….».
Занятие на тему
«Все профессии важны, все профессии нужны»
(подготовительная группа).
Беседа на тему: «Труд - основа жизни».
Занятие по развитию речи
в подготовительной к школе группе на тему
«Трудиться – всегда пригодится»
(на материале фольклора).
Беседа на тему: «О труде человека».
Беседа на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
(подготовительная группа.)
Картотека
дидактических игр по трудовому воспитанию «Ознакомление с трудом взрослых».
Беседа на тему: "Пословицы о труде"
Декабрь Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани.
Февраль Изготовление поделок для пап на 23 Февраля.
Март Изготовление поделок для мам на 8 Марта
Апрель Посадка семян в огороде на окне. Трудовой десант «Мы – огородники!».
Май
Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов с иллюстрациями «Кем я хочу стать, когда вырасту!»
Создание фото – выставки на тему: «Как мы трудились» Сборник рассказов в картинках «Кем я хочу стать, когда вырасту».
Работа с семьей Сентябрь Анкетирование родителей на тему «Воспитание трудолюбия в семье» с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.
Октябрь Подготовка наглядно – текстовой информации на тему: «Чему учит и что развивает самообслуживание?»
Ноябрь Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников»
Декабрь Привлечение родителей к украшению группы к Новогодним праздникам.
Январь Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке. Трудовой десант «Зимние забавы».
Апрель Привлечение родителей к уборке территории детского сада. Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень».
Май Подготовка выставки фотографий детей вовремя трудовых действий. Фотовыставка «Мы любим труд!».
Самореализация Сентябрь Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы).
Ноябрь Подготовка консультации для родителей «Трудовое воспитание дошкольников».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.