Наталья Асташкина
Отчет по теме самообразования «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах; о доброте, милосердии, справедливости. Понаблюдав за деятельностью детей группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: формирование нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста посредствами народных сказок
А для достижения цели определила следующие задачи:
- Побуждать интерес к сказкам;
- Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками;
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:
1. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы по второй младшей, средней. старшей, подготовительной группах детского сада»;». - М. : Мозаика – Синтез, 2013
2. А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду»;
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Москва 2006.
3. Ф. А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва
«Просвещение» 1979.
4. В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Москва 2006.
5. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. Москва «Просвещение»1984
6. З. А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи» Москва 2003.
7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 2000.
8. Р. Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»
Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.
В группе был создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками. Оснащение картотеки, аудиозаписи по рус. нар. сказкам; альбом - «Расскажи сказку»; Д/и «Отгадай мою сказку», рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; игры с настольным театром.
Сказки не только заставляют ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы. Американский психолог Б. Беттельхейм утверждает: «Детям нужны сказки», ибо они являются необходимой пищей для развития личности.
Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям через сказку, который бы указал им правильный путь. Одним из направлений такого подхода можно считать приобщение детей к художественной литературе, сказкам.
Сказка дает детям эталонные представления о добре и зле, в их героях много общего; смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову, незлопамятность.
В течение этого было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитало интерес к русским народным сказкам, научило сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод чтение сказки воспитателем. Во время слушания сказок мы наблюдали за реакцией детей и это показало, что эмоциональное впечатление детей включает в себя элементы осознания сюжета, правильной оценки событий, понимая характера героев, хотя в начале не все дети вели себя, как подобает при коллективном слушании.
Некоторые дети были невнимательны, другие мешали слушать. Поэтому от занятия к занятию мы стремились разнообразить приемы активизации внимания и виды деятельности детей в «сказочном царстве».
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка со скалочкой», «Петушок – золотой гребешок и чудо – меленка», «Кот, петух и лиса», «Коза – дереза» и другие. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др.
После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.
С детьми мы не только читали сказки, но и беседовали по содержанию сказок, рассматривали иллюстрации, просматривали мультфильмы по сказкам, рисовали «Бобовые зернышки для петушка», «Рукавичка», «Красивая ложка для Жихарки», раскрашивали раскраски по сказкам, играли в настольно-печатные игры (лото, разрезные картинки, в дидактические игры «Угадай, из какой сказки отрывок», «Расскажи сказку по картинке», а также делали аппликацию «Аленушка» и лепили «Волшебная дудочка».
Не маловажное значение имеет и работа с родителями. В течении года были проведены консультации: «Как подружить ребёнка с книгой», «Сказка как средство развития связной речи детей 4 – 5 лет», «Роль сказок в развитии детей «Воспитание трудолюбия и ответственности через сказку», «Какие сказки читать ребенку на ночь». Памятка для родителей «Как читать детям».
Работа с родителями: изготовление масок для театрализации сказок «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Рукавичка». Выставка работ детей и родителей : «Мой любимый сказочный герой».
Для воспитателей была опубликована консультация «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В результате формирующего этапа, целью которого была: формирование нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста посредствами народных сказок, дети научились:
– применять полученные навыки доброжелательности, чуткости, деликатности, терпимости, в играх и в повседневной жизни;
– воспитывать в себе потребность вежливого отношения в общении со сверстниками и взрослыми;
На следующий год я решила продолжить работу по самообразованию по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»