Надежда Анатольевна Фадеева
Отчет по теме самообразования «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность работы заключается в следующем:
Публикация «Отчет по теме самообразования „Художественное конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Гипотеза: процесс развития творческих способностей дошкольников средствами художественного конструирования пройдет успешно, если:
1). Теоретически обосновать эффективность применения следующих форм организации обучения художественному конструированию дошкольников.
2). Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам художественного конструирования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;
3). Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.
Ожидаемый результат работы:
Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию будет способствовать повышению развития творческих способностей детей :
-самостоятельно экспериментировать с материалом
-научатся достраивать, преобразовывать готовые изображения
-самостоятельно передавать основное содержание произведения, создавать его главных героев и их характерные особенности.
Мною были поставлены следующие задачи:
Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.
Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования
Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.
Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
Используемые средства :
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
Применяемые методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Работу проводила поэтапно:
Год Содержание работы Результат
1 этап (2011 -2012) 1. Постановка проблемы
Изучение литературы
2. Создание развивающей среды
3. Диагностика развития творческих способностей детей Определение целей, задач работы.
Подобран методический и практический материал (конспекты НОД, консультация для родителей, образец авторского конструктора Г, В. Урадовских, загадки)
Создан уголок художественного творчества
Выявлены уровни развития творческих способностей детей группы
2 этап (2012 -2013) 1. Работа с родителями: консультация «Что такое детское конструирование?»
2. Работа с детьми
3. Диагностика развития творческих способностей детей (контрольный) Даны знания в области детской деятельности
Игры: по Никитину, танграм (создание плоскостных изображений предметов, животных, людей из геометрических фигур, спичек, счетных палочек).
Экспериментирование с бумагой
НОД
Уровни развития творческих способностей
По результатам изученной литературы мною были определены цели, задачи работы над темой, подобран практический и методический материал. Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как:
• знание особенностей творческого развития детей, их специфику
• умение тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка
• способствовать овладению необходимыми навыками.
На основе изученного материала составила тематический план НОД по реализации темы на разные возрастные группы.
(Конструирование из деталей конструктора) :
«Как заниматься с этими фигурками»
«Поезд»
На нашей улице много домов» и др. (см. Папка по самообразованию)
(Конструирование из бумаги) :
«Мимоза»
«Петушок с красивым хвостом»
«Дед мороз» и др. (см. Папка по самообразованию)
Для родителей подготовила консультацию «Что такое детское конструирование?», а так же подготовила конспекты НОД по художественному конструированию (см. папка по самообразованию).
Работа с детьми это созидательный, творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этому отводится роль источника фантазии, творчества и самостоятельности. Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.
Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:
- Высокий – 9%
- Средний – 37%
- Низкий –42 %
-Низший – 1%
Основной формой работы с детьми мною выбрана непосредственно образовательная деятельность. Систематическое усвоение детьми знаний способствует эффективному развитию умений и навыков по художественному конструированию. За время работы дети научились конструировать общую художественную композицию на стенде, действовать совместно со сверстниками и педагогом.
Диагностика на контрольном этапе показала:
- Высокий – 15%
- Средний – 38%
- Низкий – 39%
- Низший – 8%
Перспектива:
Продолжать работу по развитию у детей творческих способностей и конструктивных навыков средствами художественного конструирования.