Маргарита Семенова
Нетрадиционные приемы пальчиковой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
“Ум ребенка находится на кончике его пальцев” писал В. Сухомлинский.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
У детей же с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук, которая необходима для общего развития ребёнка. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, наблюдательность, воображение, координация, речь, зрительная и двигательная память. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. А начинать развитие мелких мышц кистей рук и пальцев у малышей нужно практически с пеленок. И от того насколько задействованы у ребенка кисти и пальчики зависит как скоро он научится говорить, застегивать пуговички, рисовать, писать и многое другое. Из этого следует вывод, что умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить, что игру и упражнения, пальчиковые разминки нужно проводить систематически и чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первые слова.
Публикация «Нетрадиционные приемы пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
Существует огромное количество игр и упражнений, которые развивают мелкую мускулатуру, например, нетрадиционные «Пальчиковые игры» - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе. Находиться в волшебном мире пальчиковых игр, детям очень нравится. Замкнутые дети начинают раскрываться, а те, кто плакал, забывают про слезы.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые использую в своей работе с детьми: игры с мячиками. Во время перекатывания мячика с шипами, идет, воздействие на нервные окончания, которые улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами:
- сжимание мячика в правой и левой ладони попеременно;
- прокатывание мячика по столу внутренней поверхностью ладони;
- прокатывание мячика по столу в различных направлениях каждым пальцем правой и левой руки;
- прокатывание мячика между ладонями;
- прокатывание мячика по межпальцевым поверхностям и удержание верхними фалангами соседних пальцев;
- щелканье по мячику пальцами, состязаться в точности попадания.
Очень эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша и грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Предлагаю проиграть в одну из таких игр с карандашом:
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
- катаем карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
- катаем карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;
- катаем карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);
- поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
Упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Регулярные упражнения с орехами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивает координацию движения, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. Так же это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц и т. д. С помощью грецких орехов можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью:
- прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;
- кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки;
- прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки;
- прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин;
- удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это очень мне поможет
Буквы ровные писать.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. А использование нетрадиционных игр для развития мелкой моторики - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж». В. Лирясова.
Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна