МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников

Анастасия Алексеенко
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство — это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Но именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра способствует :

- закреплению навыков пользования инициативной речью,

- совершенствованию разговорной речи,

- обогащению словаря,

- формированию грамматического строя языка и т. д.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Так как в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Таким образом, если мы выбираем развитие речи через сюжетно-ролевую игру, то мы должны строить сюжет игры таким образом, чтобы в нее были включены элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.

Сюжеты игр разнообразны :

1. Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». Здесь большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, отражающие труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. Ребята отражают эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются :

1. соблюдение правил,

2. социальный мотив игр,

3. в сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие,

4. в ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника,

5. в сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество,

6. развитие речи.

Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия и обязательно проговаривает. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование игрушками или предметами-заместителями самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая взрослого, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая ему.

В ходе игры взрослый должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Воспитатель или родитель, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

Одним из важным условием развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них; наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Также наряду с сюжетными игрушками, нужно использовать предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики, кирпичики, цилиндрики и т. д.).

По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Поэтому, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Между речью и игрой существует связь: речь развивается и активизируется в игре, а игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, осмысливая их; словом он выражает свои мысли и чувства.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве взрослого, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребё нка-дошкольника.

Публикации по теме:

Мир эмоций дошкольника.Мир эмоций дошкольника. МИР ЭМОЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольный возраст - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки.

Удивительное — рядом. Консультация для родителей Удивительное — рядом. консультация. Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы - могучий толчок для стремительного потока мысли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 3 января 2015 в 14:14
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Алексеенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД