Татьяна Воронкова
Формирование духовной культуры и физической безопасности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию на тему: «Формирование духовной культуры и физической безопасности детей дошкольного возраста». средняя группа.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отмечает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Актуальность проблемы сохранения нравственных чувств и возрождение культуры народа очевидна. Нам необходимо усвоить достаточно простую, но, к сожалению, утерянную истину. Улучшение жизни в стране без возрождения нравственности, базирующейся на духовных основах Православия невозможно, потому что православная культура была ядром истории России на протяжении 10 веков, а русский народ хранителем христианских традиций.
Публикация «Формирование духовной культуры и физической безопасности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы начали с создания материальной базы в группе: создана копилка нравственных ситуаций для работы с детьми. Создана библиотека книг духовно-нравственного содержания для детей. Так же создана фонотека, в которую включены рассказы православного содержания, музыкальной литературой. Создана копилка зрительного ряда: репродукции икон, иллюстраций с изображением храмов, портретов святых и др. Приобретение наглядно-дидактических пособий,настольных игр.
Совместно с родителями пополнили копилку пословиц и поговорок на тему: «Семья есть первая Родина»
Создание условий для осуществления дошкольного воспитания детей в условиях взаимодействия включало и оформление для родителей православного уголка в приемной комнате, включающей в себя информацию о православных праздниках, о жизни Святых, семейных традициях. Активное участие родители принимали в подборе материала и оформлении папок – передвижек по темам: «День Матери», «День Защитника Отечества», «Пасха», «День Победы». Всё это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождение семейных традиций.
Неизгладимые впечатления у детей остались от участия родителей в воспитательно-образовательном процессе. Это папины и мамины занятия «Изготовление кормушки и скворечника для птиц», рассказы об Армии; мамины беседы - «Работа кофемолки»; «замешивание и выпечка печенья, вязание шапочки для куклы» ; «рассказ биографии Л. Н. Толстого»; «рассказ о Мордовии»; «рассказ о Москве» и т. д. С радостью родители включались в подготовку праздников, например: «Пасха», «Рождество Христово» и т. д., Также семьи воспитанников были активными участниками конкурса «Благовест»», «Неопалимая купина», «Красота Божьего мира», оформления выставок «Результаты маминых талантов» и «Защитники Отечества», «Светлая Пасха» ,стенгазеты «Моя мама самая красивая»,» «Мой папа самый лучший».
Большую помощь работе оказывает методический кабинет, где собран теоретический и практический материал по дошкольному воспитанию :
- литература для детей;
- литература для родителей и педагогов;
- аудиокассеты и видеоматериал.
Кроме этого большое подспорье в работе оказывают технические средства обучения: компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, dvd, видео, интерактивная доска.
Нами было изучено много методической литературы «Православная культура под редакцией Л. Л. Шевченко», «Учебно- методическое пособие «Духовно- нравственная культура» О. О. Осадчая.», «Добронравие для маленьких А. Крюкова, Г. Алексеева, Н. Синусова» и др. Просмотрено много документальных фильмов «О целителе Луке», «Монах и бес», «Надежда» и др.
Использовались следующие формы работы с детьми :
Кружковая работа;
Чтение художественной литературы;
Праздники, досуги, развлечения;
Выставки, беседы.
Конкурсы;
Решение ситуаций нравственного содержания;
Формы работы с родителями :
-родительские собрания;
-консультации;
-тематические беседы;
-совместные досуги, праздники;
-православный видеосалон;
-семинары-практикумы;
-выставки детской литературы;
-дискуссии;
-«Дни открытых дверей»;
-анкетирование;
-семейные гостиные;
-совместные занятия по духовно-
нравственному воспитанию для
детей и родителей;
Распространение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей происходило через : педсоветы, семинары, «Дни открытых дверей», «Дни творчества», методические объединения, августовские секционные совещания.
Проделанная работа не могла не отразится на успехах детей. Проводимая работа по приобщению детей к истокам православной культуры дополняет и расширяет кругозор дошкольников, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей. Наблюдается положительное влияние в формировании положительного отношения к окружающему миру и другим людям.