МААМ-картинки

Отчет по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

ВИКТОРИЯ Данельюк
Отчет по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"»

Подготовил воспитатель первой младшей группы «Цыплята» Данельюк В. Д.

Отчёт по самообразованию за 2023 год

В 2023 году я начала работу по самообразованию на тему : «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей“» размещена в разделах

Дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школьному образованию.

В дошкольном учреждении большое внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки и умения, чтобы они в последствии стали привычками.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Для осуществления работы по формированию КГН я буду использовать различные виды деятельности.

Творческий подход, мастерство и желание позволяет мне реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей раннего возраста положительные эмоции от общения с миром знаний.

Цель самообразования : Повышение профессионального мастерства педагога, создание условий для формирования простейших культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности, развивать любознательность и познавательную активность.

Работа по данной теме самообразования поможет мне решить следующие задачи.

Задачи:

1. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

2. Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

3. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

4. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

5. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

6. Обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

-прямое обучение;

-показ;

-упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

-систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков мной был подобраны :

1. Дидактические игровые ситуации

2. Дидактические игры

3. Стихи и потешки по формированию КГН

Выстроив примерный план работы, я приступила к отбору методической литературы.

1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез», 2006

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 2011.

3. Буре Р. С., Островская А. Ф. Воспиталель и дети. – М. : Просвещение, 2016

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

5. Голицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Первая младшая группа. Реализация ФГОС в ДОУ. – Скрипторий – 2010

6. Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

7. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009

8. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007

9. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2014. с. 56

10. Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.

11. Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -2011. с. 11.

Данная литература помогла мне подготовить консультации по теме, занятия для детей.

Мной была проведена большая работа. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей я сообщала им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, который формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Содержание работы по формированию культурно- гигиенических навыков было разнообразно. Использовала различные методы и приемы, направленные на эффективное овладение процессами умывания, культурой поведения за столом, одевания и раздевания.

Во время умывания, приёма пищи, одевания читала детям потешки, заклички, прибаутки. Некоторые стихотворения проводила как игры- драматизации, инсценировки, использовали театрализованную деятельность. Например, игру «Хлоп, хлоп ручками, полон мыла таз…» проводили, как игру – умывание. После чтения таких стихов дети с удовольствием умывались, хотя до этого не хотели самостоятельно умываться, ждали помощи от взрослого. Во время приёма пищи использовала в своей работе потешки «Мышка в кружечке зеленой…», «Дай молока, Бурёнушка», после чего дети стали аккуратнее есть.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства я сочетала словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

При обучении определенным навыкам использовала показ взрослого, объяснение. Сама клала расправленное полотенце на обе руки и, поднося к лицу, медленно вытиралась, чтобы не «оставалось капелек воды на щечках», приговаривая: «Чистая водичка моет Кириллу-личико, Нике– ладошки, пальчики – Кристине».

Чтобы содержание работы по формированию культурно- гигиенических навыков было рациональным и эффективным, наметила план работы по ознакомлению и привитию детям навыков умывания, одевания, культуры поведения за столом. Разработала перспективный план непосредственно-образовательной деятельности, в которую включила занятия по данным темам. В игры – занятия включаю разнообразные игрушки, предметы (щеточки, расчески, носовые платки, посуду, столовые приборы, зеркало, картинки, диафильмы, фотографии, альбомы и т. д.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие показываю каждому малышу, например, как следует держать ложку (указательным и средним пальцем, придерживая сверху большим); дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах. Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях: в режимных моментах, в неорганизованной свободной деятельности.

Богатейшим подспорьем в организации воспитателем режимных моментов является фольклор и средства художественной литературы. С их помощью выполнение режимных процессов становится для детей более радостными. С помощью этих средств воспитатель учит детей умываться, чисть зубы, следить за своим внешним видом. Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью.

Все сведения по гигиене, прививающиеся детям во время совместных игровых образовательных ситуаций и самостоятельной деятельности представляют собой дидактическую игру. То есть, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для культурно- гигиенического воспитания.

Гигиенические знания разумны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого использовались некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Для сравнения, обсуждения и правильного восприятия проблемы я читала детям много художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», А. Барто «Чумазая девочка», И. Муравейка «Я сама» и др. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе мы разыгрывали маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививались детям в процессе разнообразных видов деятельности и досуга, т. е. в каждом компоненте режима мы нашли благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены я давала детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. В нашем учреждении созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания– единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней. Обязанность воспитателей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

В начале года был выявлен у детей низкий уровень развития культурно гигиенических навыков. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.

Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических свою работу осуществляю в двух формах : индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой, где изучение проходит на занятиях и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, я сделала подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики для успешного освоения культурно-гигиенических навыков. Чтобы сделать работу с детьми более эмоциональной и интересной был оформлен альбом потешек и стихотворений на все случаи жизни.

Диагностика в конце учебного года показала довольно хорошие результаты. За год дети многому научились.

Проведенная работа показала, что при формировании культурно- гигиенических навыков разные виды деятельности помогают детям, активизируют их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает воспитывать аккуратность, опрятность, желание ходить чистыми, следить за своим внешним видом. Результаты показывают, что в основном все дети самостоятельно пользуются мылом без помощи взрослого и намыливают руки, самостоятельно смывают мыло с рук, самостоятельно вытирают лицо и руки полотенцем. С подворачиванием рукавов одежды справляются все дети Сам процесс умывания нравится всем детям, поэтому все умываются тщательно и научились стряхивать лишнюю воду с рук над умывальником. Кушают все дети самостоятельно, пользуются салфеткой после еды, говорят «спасибо» после еды. Три человека полностью справляются с процессом одевания и раздевания, помощь им оказывается в редких случаях, или застегнуть верхнюю пуговицу на верхней одежде, завязать шарф. Остальные самостоятельно одевают колготки, носки, шорты, сандали, сапоги, снимают футболки, и майки. Девочки обращают внимание на свои прически (расчесываются самостоятельно).

В наше учреждение дети поступают в любое время, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (1 часть) Карточка 1. - "Мы кушаем". Цель: учить детей правильно держать ложку в правой руке (в левой для левшей). - Кушаем аккуратно". Цель: учить.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (2 часть) Карточка 9. - "Несём стульчик правильно". Цель: учить детей правильно брать стульчик м самостоятельно нести его к столу. - "Для чего нужна.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (3 часть) КАРТОЧКА 17. - "Я сам!". Цель: продолжать учить детей есть аккуратно, брать пищу только ложкой, есть и пить не проливая. - "Чистый нос".

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
Опубликовано: 2 августа 2023 в 21:28
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»» (включая файлы) размещена пользователем ВИКТОРИЯ Данельюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД