ВИКТОРИЯ Данельюк
Отчет по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
▼ Скачать
Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"»
Подготовил воспитатель первой младшей группы «Цыплята» Данельюк В. Д.
Отчёт по самообразованию за 2023 год
В 2023 году я начала работу по самообразованию на тему : «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школьному образованию.
В дошкольном учреждении большое внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки и умения, чтобы они в последствии стали привычками.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Для осуществления работы по формированию КГН я буду использовать различные виды деятельности.
Творческий подход, мастерство и желание позволяет мне реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей раннего возраста положительные эмоции от общения с миром знаний.
Цель самообразования : Повышение профессионального мастерства педагога, создание условий для формирования простейших культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности, развивать любознательность и познавательную активность.
Работа по данной теме самообразования поможет мне решить следующие задачи.
Задачи:
1. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
2. Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
3. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
4. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
5. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
6. Обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
-прямое обучение;
-показ;
-упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
-систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков мной был подобраны :
1. Дидактические игровые ситуации
2. Дидактические игры
3. Стихи и потешки по формированию КГН
Выстроив примерный план работы, я приступила к отбору методической литературы.
1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 2011.
3. Буре Р. С., Островская А. Ф. Воспиталель и дети. – М. : Просвещение, 2016
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
5. Голицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Первая младшая группа. Реализация ФГОС в ДОУ. – Скрипторий – 2010
6. Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
7. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009
8. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007
9. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2014. с. 56
10. Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
11. Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -2011. с. 11.
Данная литература помогла мне подготовить консультации по теме, занятия для детей.
Мной была проведена большая работа. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей я сообщала им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, который формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Содержание работы по формированию культурно- гигиенических навыков было разнообразно. Использовала различные методы и приемы, направленные на эффективное овладение процессами умывания, культурой поведения за столом, одевания и раздевания.
Во время умывания, приёма пищи, одевания читала детям потешки, заклички, прибаутки. Некоторые стихотворения проводила как игры- драматизации, инсценировки, использовали театрализованную деятельность. Например, игру «Хлоп, хлоп ручками, полон мыла таз…» проводили, как игру – умывание. После чтения таких стихов дети с удовольствием умывались, хотя до этого не хотели самостоятельно умываться, ждали помощи от взрослого. Во время приёма пищи использовала в своей работе потешки «Мышка в кружечке зеленой…», «Дай молока, Бурёнушка», после чего дети стали аккуратнее есть.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства я сочетала словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
При обучении определенным навыкам использовала показ взрослого, объяснение. Сама клала расправленное полотенце на обе руки и, поднося к лицу, медленно вытиралась, чтобы не «оставалось капелек воды на щечках», приговаривая: «Чистая водичка моет Кириллу-личико, Нике– ладошки, пальчики – Кристине».
Чтобы содержание работы по формированию культурно- гигиенических навыков было рациональным и эффективным, наметила план работы по ознакомлению и привитию детям навыков умывания, одевания, культуры поведения за столом. Разработала перспективный план непосредственно-образовательной деятельности, в которую включила занятия по данным темам. В игры – занятия включаю разнообразные игрушки, предметы (щеточки, расчески, носовые платки, посуду, столовые приборы, зеркало, картинки, диафильмы, фотографии, альбомы и т. д.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие показываю каждому малышу, например, как следует держать ложку (указательным и средним пальцем, придерживая сверху большим); дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах. Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях: в режимных моментах, в неорганизованной свободной деятельности.
Богатейшим подспорьем в организации воспитателем режимных моментов является фольклор и средства художественной литературы. С их помощью выполнение режимных процессов становится для детей более радостными. С помощью этих средств воспитатель учит детей умываться, чисть зубы, следить за своим внешним видом. Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью.
Все сведения по гигиене, прививающиеся детям во время совместных игровых образовательных ситуаций и самостоятельной деятельности представляют собой дидактическую игру. То есть, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для культурно- гигиенического воспитания.
Гигиенические знания разумны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого использовались некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Для сравнения, обсуждения и правильного восприятия проблемы я читала детям много художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», А. Барто «Чумазая девочка», И. Муравейка «Я сама» и др. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе мы разыгрывали маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививались детям в процессе разнообразных видов деятельности и досуга, т. е. в каждом компоненте режима мы нашли благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены я давала детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. В нашем учреждении созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания– единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней. Обязанность воспитателей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
В начале года был выявлен у детей низкий уровень развития культурно гигиенических навыков. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.
Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических свою работу осуществляю в двух формах : индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой, где изучение проходит на занятиях и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, я сделала подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики для успешного освоения культурно-гигиенических навыков. Чтобы сделать работу с детьми более эмоциональной и интересной был оформлен альбом потешек и стихотворений на все случаи жизни.
Диагностика в конце учебного года показала довольно хорошие результаты. За год дети многому научились.
Проведенная работа показала, что при формировании культурно- гигиенических навыков разные виды деятельности помогают детям, активизируют их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает воспитывать аккуратность, опрятность, желание ходить чистыми, следить за своим внешним видом. Результаты показывают, что в основном все дети самостоятельно пользуются мылом без помощи взрослого и намыливают руки, самостоятельно смывают мыло с рук, самостоятельно вытирают лицо и руки полотенцем. С подворачиванием рукавов одежды справляются все дети Сам процесс умывания нравится всем детям, поэтому все умываются тщательно и научились стряхивать лишнюю воду с рук над умывальником. Кушают все дети самостоятельно, пользуются салфеткой после еды, говорят «спасибо» после еды. Три человека полностью справляются с процессом одевания и раздевания, помощь им оказывается в редких случаях, или застегнуть верхнюю пуговицу на верхней одежде, завязать шарф. Остальные самостоятельно одевают колготки, носки, шорты, сандали, сапоги, снимают футболки, и майки. Девочки обращают внимание на свои прически (расчесываются самостоятельно).
В наше учреждение дети поступают в любое время, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.