Марина Зинкина
Отчет по самообразованию «Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Публикация «Отчет по самообразованию „Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Темочки
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента физического и психического здоровья. Только в детстве человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении жизни. В этот период идёт интенсивное развитие организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно именно сейчас сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, привить осознанность выполнения занятий физической культурой и спортом.
Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Учитывая, что задача сохранение и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных, я выбрала тему «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста».
Свое самообразование по данной теме я начала с изучением литературы по данному направлению и формирование развивающей среды в группе
1. Стрельнекова А. Н Дыхательная гимнастика
2. Галаганова А. С Лечебные игры
3. Базарного В. Ф Технология раскрепощающего обучения
4. Акбашева Т. Ф Антистрессовая пластическая гимнастика.
5. Уманская А. А Точечный самомассаж
6. Мушкова Е. Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974.
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии. – М. :АРКТИ, 2003.
8. Чупаха И. В. и др., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе (текст): научно-практический сборник. – Москва: Илекса, Народное образование, 2003. – 400с.
9. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
10. Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования [Текст]. – Кемерово: Кузбасс вуз издат. – 2002. – 270с
11. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). – [www.1september.ru/]
12. Алямовская В. Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания [Текст]. – [www/1september.ru/]
Цель моей работы: «Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья».
Были поставлены следующие задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по самообразованию;
2. Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста;
3. Разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми;
4. Создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей;
5. Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для родителей;
6. Привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
7. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
8. Подготовить презентацию «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста»;
9. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды» выступление на педагогическом совете ДОУ;
10. Принять участие в работе городского семинара;
11. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Гимнастика пробуждения».
В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною используются такие здоровьесберегающие технологии:
1. Игровой точечный самомассаж для профилактики и лечение насморка по А. А. Уманской.
2. Пальчиковая гимнастика по С. Е. Большаковой, О. И. Крупенчук, Е. Синициной.
3. Гимнастика для глаз по В. Ф. Базарному.
4. Дыхательная гимнастика по С. Н. Стрельниковой
5. Артикуляционная гимнастика по Е. Колесникову.
Работа над темой осуществлялось по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Работа с родителями
4. Обмен опытом с воспитателями
Для реализации поставленных задач созданы следующие условия:
Музыкальный, физкультурный залы
Физкультурный уголок в группе
Спортивная площадка
Наличие игрового материала для освоения темы.
Формы работы:
Утренняя гимнастика (ежедневно)
Физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
Прогулки с включением подвижных игр
Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
Зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
Оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно)
Физкультминутки и динамические паузы (на малоподвижных занятиях и в свободной деятельности, ежедневно)
Ходьба по массажным коврикам босиком «Дорожка здоровья» (ежедневно)
Музыкальные занятия
Занятия по формированию здорового образа жизни
Беседы
Консультации
Родительские собрания
Проводится и лечебно – профилактическая работа. В неё входят следующие мероприятия:
• постоянный контроль осанки;
• контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
• подбор мебели в соответствии с ростом детей;
• сбалансированное питание;
• вакцинация против гриппа;
• потребление фитонцидов (чеснока и лука);
• употребление соков и фруктов;
• кварцевание группы.
Разрабатывая программу, стремилась к тому, чтобы подготовленная мною система оздоровительной работы с детьми включала в себя, инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада и имела бы связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась детям.
Для обеспечения полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в двигательной активности детей, в группе организовала соответствующую предметную среду, создала необходимые условия. С опорой на основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий Ю. Ф. Змановского, Б. С. Толкачева, разработала: модель жизнедеятельности детей; циклограмму совместных видов деятельности, составленную с учётом баланса между двигательными и статичными видами деятельности; перспективный план физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур. Модель жизни ребёнка в группе составлена с учётом смены статических занятий и двигательной деятельности, разнообразной деятельности детей во время прогулок, достаточного времени для сна, занятий и игр (в соответствии с требованиями ФГОС к общему объему обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требованиям СанПиН). Физкультурный уголок оснастила достаточным количеством инвентаря и атрибутов для самостоятельной двигательной деятельности детей: атрибуты и пособия для двигательной деятельности и физических упражнений; корригирующие дорожки; маски для подвижных игр; мешочки для метания, флажки и многим другим. В увлекательной, наглядно-практической форме обогащаю представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Использую игры - путешествия, игры - драматизации, сюжетные игры, проекты по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при взаимодействии всего коллектива сотрудников МДОУ и родителей. В совместной работе группы и семьи мной широко используются такие педагогические приемы, как консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, конкурсы, анкетирование. Наиболее эффективными признаны педагогические тренинги, практикумы, встречи со специалистами, где родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки. В своей работе использую наглядную информацию: в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т. д., оформила фотовыставку «Парашют лечит»; разработала методический банк (комплексов дыхательной гимнастики, игрового точечного массажа, утренней гимнастики на улице и в зале; бодрящей гимнастики; подвижных игр; словесных игр с движением; коммуникативных игр, фитбол- гимнастики, картотеки игр с парашютом, комплексов кинезотерапии, игрового стретчинга); разработала газету «Крепыш» на темы: «Осанка - стройная спина», «Учите детей ходить на лыжах», «Плоскостопие»; оформила сборник консультаций для родителей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»; разработала и реализую долгосрочный проект «Здоровым быть-здоровово!».
В проведенном мониторинговом исследовании детей моей группы, прослеживается положительная динамика физического развития. Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы.
Уч. год посещаемость пропуски пропуски по болезни
2014-2015 66,5 % 33,5% 19%
2015-2016 72% 28% 12%
Таким образом, могу сказать, что системный подход к физкультурно - оздоровительным, лечебно профилактическим мероприятиям позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даёт позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов, повышения уровня физического развития. Надеюсь, что, полученные в детском саду, знания, умения и навыки, станут фундаментом здорового образа жизни, и как следствие, залогом успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.
Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается. Над данной темой буду продолжать работать.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста»;
2. Продолжать работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. Разработать и реализовать проект по теме: «Движение - основа здоровья»;
5. Продолжать совместную работу с родителями по этой теме;
6. Организовать кружковую работу: «Игровая ритмическая гимнастика».