Приложение МААМ

Отчет по самообразованию

Залия Гарафеева
Отчет по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы

Тема самообразования : «Формирование начальных форм экологической культуры у детей с нарушением интеллекта через дидактические игры».

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала -

Не наукой, а частью души!

Н. Луконин

Публикация «Отчет по самообразованию» размещена в разделах

Наиболее сложной категорией детей для формирования экологических знаний являются дети с умственной отсталостью. Представления об окружающем мире у детей с умственной отсталостью не достаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего мира (А. Н. Косымова).

Актуальность любых вопросов, связанных с формированием экологических знаний дошкольников с умственной отсталостью обусловлена тем, что она служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом, имеет большое значение для всего последующего развития детей и для подготовке их к школе.

В процессе коррекционной деятельности они усваивают определенный объем знаний, но представления и понятия о природе в целом формируется у них медленно. Их представления примитивны и характеризуются однородностью и нечеткостью. Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений природы, с которыми не раз встречались практически. При соотнесении единичных объектов с определенной категорией они ориентируются на чувственно воспринимаемые существенные признаки и не осознают явления неживой природы (И. М. Новикова, М. А Касицына).

Экологические знания вполне могут быть сформированы у умственно отсталых детей, если систематически на протяжении нескольких лет их знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях

(С. Г. Шевченко).

Игра, как известно, один из наиболее доступных видов деятельности для детей и в частности для детей с нарушением интеллекта. Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры влияют на получение, систематизацию и закрепление знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры формируются у детей моральные навыки поведения в природе.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей.

Исходя из этого, я определила цель и задачи самообразования :

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности; изучение использования дидактических игр как средства формирования экологического воспитания детей с нарушением.

Прежде чем, приступить к работе, я разработала план самообразования, в котором распределила последовательность изучения выбранного направления и определила какой материал я буду изучать. За основу своей работы я взяла игру, так как ребенок в процессе игры лучше познает мир.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания.

2. Изучить особенности экологической воспитанности детей с нарушением интеллекта для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.

3. Создание предметно-пространственной развивающей среды: подбор дидактического материала: дидактические игры.

4. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи я:

- Изучила методику в Интернете;

- пополнила картотеку экологических игр;

- провела индивидуальную работа с детьми, по ознакомлению с играми;

- проводила совместная игровую деятельность, которая способствовала развитию мышления, внимания, воображения, усидчивости;

- оформила консультацию для родителей.

Для достижения поставленных целей и получения хорошего результата я проводила свою работу регулярно и использовала следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

В современной педагогике существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На первом этапе работы я взяла настольно-печатные игры.

При проведении дидактических игр опиралась на следующие принципы:

1. Принцип системности – последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр;

2. Принцип повторности – обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);

3. Принцип наглядности – представлен в картинках, изображающих предметы и действия с ними, раздаточный материал;

4. Принцип добровольности – учитывается интерес и желание ребёнка;

5. Принцип региональной направленности – учитывается региональный компонент.

Во время проведения дидактических игр мною используются различные объекты живой и неживой природы: камни, веточки, цветы, семена овощи, фрукты. Также часто необходимы различные гербарии растений, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки, муляжи овощей и фруктов.

Разнообразный демонстрационный материал и непосредственный контакт с окружающей природой помогает повысить интерес детей к игре, желание непосредственно стать ее участником.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.

Игры- Лото. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, фруктов и овощей).

Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для детей с нарушением интеллекта складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения.

Дидактические игры с природным материалом являются наиболее интересной и эффективной формой экологического воспитания. Игры вызывают у детей массу положительных эмоций и способствует всестороннему развитию.

Одним из важных направлений в работе педагога является работа с родителями. Уровень экологического развития дошкольников во многом зависит от степенью экологической грамотности родителей. Поэтому очень важное значение имеет повышение уровня знаний родителей в области охраны окружающей среды. Для этого я подготовила консультации на темы: «Прогулка в природу», «Игры детей с природным материалом».

Заключение:

В заключении своей работы я хотела бы сказать, что дидактические игры занимают важное место в экологическом воспитании детей. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей и т. д.

Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, систематизировать.

Дидактические игры повышают интерес детей к занятиям, способствуют сосредоточенности, что помогает лучше усвоить материал программы.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что дидактические игры являются очень нужными для всестороннего развития детей.

Какие изменения почувствовала и увидела я у детей:

- Дети начали играть вместе, пусть даже в небольшой подгруппе;

- появился интерес к играм с природным материалом;

- появилась заинтересованность в сборе природного материала;

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет подменного воспитателя о работе по самообразованию «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства». /Мария фон Эбнер-Эшенбах/ «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчет по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования в ДОУ» Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию
Опубликовано: 21 февраля 2021 в 09:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию» (включая файлы) размещена пользователем Залия Гарафеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД