Залия Гарафеева
Отчет по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования : «Формирование начальных форм экологической культуры у детей с нарушением интеллекта через дидактические игры».
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Публикация «Отчет по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Наиболее сложной категорией детей для формирования экологических знаний являются дети с умственной отсталостью. Представления об окружающем мире у детей с умственной отсталостью не достаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего мира (А. Н. Косымова).
Актуальность любых вопросов, связанных с формированием экологических знаний дошкольников с умственной отсталостью обусловлена тем, что она служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом, имеет большое значение для всего последующего развития детей и для подготовке их к школе.
В процессе коррекционной деятельности они усваивают определенный объем знаний, но представления и понятия о природе в целом формируется у них медленно. Их представления примитивны и характеризуются однородностью и нечеткостью. Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений природы, с которыми не раз встречались практически. При соотнесении единичных объектов с определенной категорией они ориентируются на чувственно воспринимаемые существенные признаки и не осознают явления неживой природы (И. М. Новикова, М. А Касицына).
Экологические знания вполне могут быть сформированы у умственно отсталых детей, если систематически на протяжении нескольких лет их знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях
(С. Г. Шевченко).
Игра, как известно, один из наиболее доступных видов деятельности для детей и в частности для детей с нарушением интеллекта. Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Экологические игры влияют на получение, систематизацию и закрепление знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры формируются у детей моральные навыки поведения в природе.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей.
Исходя из этого, я определила цель и задачи самообразования :
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности; изучение использования дидактических игр как средства формирования экологического воспитания детей с нарушением.
Прежде чем, приступить к работе, я разработала план самообразования, в котором распределила последовательность изучения выбранного направления и определила какой материал я буду изучать. За основу своей работы я взяла игру, так как ребенок в процессе игры лучше познает мир.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания.
2. Изучить особенности экологической воспитанности детей с нарушением интеллекта для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.
3. Создание предметно-пространственной развивающей среды: подбор дидактического материала: дидактические игры.
4. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
Для того чтобы выполнить поставленные задачи я:
- Изучила методику в Интернете;
- пополнила картотеку экологических игр;
- провела индивидуальную работа с детьми, по ознакомлению с играми;
- проводила совместная игровую деятельность, которая способствовала развитию мышления, внимания, воображения, усидчивости;
- оформила консультацию для родителей.
Для достижения поставленных целей и получения хорошего результата я проводила свою работу регулярно и использовала следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В современной педагогике существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На первом этапе работы я взяла настольно-печатные игры.
При проведении дидактических игр опиралась на следующие принципы:
1. Принцип системности – последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр;
2. Принцип повторности – обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);
3. Принцип наглядности – представлен в картинках, изображающих предметы и действия с ними, раздаточный материал;
4. Принцип добровольности – учитывается интерес и желание ребёнка;
5. Принцип региональной направленности – учитывается региональный компонент.
Во время проведения дидактических игр мною используются различные объекты живой и неживой природы: камни, веточки, цветы, семена овощи, фрукты. Также часто необходимы различные гербарии растений, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки, муляжи овощей и фруктов.
Разнообразный демонстрационный материал и непосредственный контакт с окружающей природой помогает повысить интерес детей к игре, желание непосредственно стать ее участником.
В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.
Игры- Лото. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках.
В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, фруктов и овощей).
Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для детей с нарушением интеллекта складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения.
Дидактические игры с природным материалом являются наиболее интересной и эффективной формой экологического воспитания. Игры вызывают у детей массу положительных эмоций и способствует всестороннему развитию.
Одним из важных направлений в работе педагога является работа с родителями. Уровень экологического развития дошкольников во многом зависит от степенью экологической грамотности родителей. Поэтому очень важное значение имеет повышение уровня знаний родителей в области охраны окружающей среды. Для этого я подготовила консультации на темы: «Прогулка в природу», «Игры детей с природным материалом».
Заключение:
В заключении своей работы я хотела бы сказать, что дидактические игры занимают важное место в экологическом воспитании детей. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей и т. д.
Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, систематизировать.
Дидактические игры повышают интерес детей к занятиям, способствуют сосредоточенности, что помогает лучше усвоить материал программы.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что дидактические игры являются очень нужными для всестороннего развития детей.
Какие изменения почувствовала и увидела я у детей:
- Дети начали играть вместе, пусть даже в небольшой подгруппе;
- появился интерес к играм с природным материалом;
- появилась заинтересованность в сборе природного материала;