Получи документы

Активизация речи детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности

Любовь Чиглинцева
Активизация речи детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Активизация речи детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности

Отчет о проделанной работы

за учебный 2023-2024 год самообразованию

Тема: «Активизация речи детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

Темочки:

Тема моего самообразования – «Активизация речи детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Целью своей работы я поставила: Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по организации работы по активизации речи детей, через различные виды детской деятельности.

Реализуя поставленную цель, мною были поставлены следующие задачи:

1. Активизировать речь детей через занятия, наблюдения, проектную деятельность, экспериментальную деятельность, речь.

2. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в – познавательно речевой деятельности.

3. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

4. Изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по активизации речи детей дошкольного возраста ;

- составить картотеку игр по разным направлениям развития;

- развивать игровую деятельность детей, способствовать их развитию через игру;

- проводить занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу;

5. Вызвать интерес у родителей к совместной игровой деятельности с детьми, повысить внимание родителей к различным видам «живых» игр без использования компьютеров, телефонов и других гаджетов.

6. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования. 7. Объединить усилия педагогов в работе по активизации речи детей, через различные виды детской деятельности.

Работу я начала по следующим направлениям:

- изучение литературы;

- работа над созданием развивающей среды;

- занятия с детьми;

- взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.

3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2018г.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие / В. К. Воробьева. – М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2006.

6. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.

7. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

8 Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.

9. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. - M. : Владос, 2006

Интернет –ресурсы.

Использование Интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы:

«Маам. ru», «Мир педагога», «Инфоурок», Социальная сеть работников образования «nsportal.ru», «Учи. ru».

В течение года мною были подготовлены и проведены: Беседы с детьми по лексическим темам, игры и упражнения на развитие речи, картотеки дидактических игр направленных на развитие речи, картотеки игровых ситуаций, подборка сюжетных картин, изготовлены – мнемотаблицы - схемы.

Организация сюжетно-ролевых игр («Поликлиника», «Семья», «Театр», «Магазин», «Салон красоты», «Почта»,«Детский сад» и мн. др.).

Было организовано чтение художественной литературы по лексическим темам.

В течение года была проделана огромная работа с родителями воспитанников: Консультация для родителей «Развитие речи наших детей»

В подготовительной группе;

Консультация «Активизация речи воспитанников при проведении занятий.»

Анкетирование «Есть ли у вашего ребёнка трудности в речи»

представлены речевые игры и упражнения, используемые в детском саду для формирования речи дошкольников.

Тест-опрос для родителей «Можно ли назвать вашего ребенка общительным?».

Состоялось родительское собрание на тему «Развитие речи детей 6-7 лет в условиях семьи и детского сада», где я провела игровой практикум «Путешествие в страну развитие речи».

А также в течение всего года родители активно принимали участие в изготовлении различных атрибутов для сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, лэпбуков.

Также работа проводилась с педагогами: Круглый стол на тему:

«Специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности воспитанников»;

Мастер – класс: «Методы и приемы активизации речи ребенка»;

Мастер – класс: «Тренажеры для речевого дыхания»

Консультация: «Активизация речи воспитанников

при проведении занятий»;

В течение года первостепенное значение имело: благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка; создание в группе доброжелательного отношения ко всем воспитанникам; максимальное использование разнообразных видов игровой деятельности, и их интеграция; творческая креативность воспитательно – образовательного процесса; единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

В целом, дети проявляют любознательность, стремление к познанию окружающего мира, умение общаться со сверстниками. Благодаря использованию художественного слова, дети свободно разыгрывают стишки, небольшие сказки в свободное время. У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении к окружающим людям. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка и его коммуникабельность.

Все проводимые мероприятия, несомненно, являются важнейшим фактором в процессе развития всех сторон речи детей, а это является главной задачей всестороннего развития ребёнка.

В результате изучения темы: «Активизация речи детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности» сделала следующие выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (одевание, умывание, завтрак, обед и т. п.) игры (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные и др.,) занятия, трудовую деятельность, экскурсии и прогулки. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно - образовательный процесс, обогащая опыт. Однако, следует помнить: развитие речи детей младшего дошкольного возраста должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию речи.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

Первые дни пребывания ребенку в в начальной школе приходится широко пользоваться речью: задавать вопросы в присутствии всего класса и также на них отвечать, стараться читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются прям очень скоро. Очень необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Семилетки пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с не достаточной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов, им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «белый – не белый, тонкий – нетонкий.

Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Основные показатели речевой готовности:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок

должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи : умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ

гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами : меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

Уважаемые родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Речевая г

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Перспективный план по формированию правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсомоторному развитию Сентябрь 1 - неделя: 1. Пальчиковые гимнастики: «У Антошки есть игрушки», «Дружба», «Наши полотенца», «Сколько у меня игрушек» 2. Фигурки.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Различные виды игры «Мемори»Различные виды игры «Мемори» Хочу рассказать вам об игре, которая пользуется большой популярностью в нашей группе. Это игра "Мемори". Для игры нужен набор парных карточек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация речи детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности
Опубликовано: 14 июня 2024 в 06:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация речи детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чиглинцева (УИ 1086370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД