Елена Ежкина
Долгосрочный проект «Развивающее общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
(ноябрь 2022г – май 2023г.)
Тема: «Развивающее общение»
Актуальность темы: «Развивающее общение»
принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.
Роль игры в развитии общения детей
Публикация «Долгосрочный проект „Развивающее общение“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Известные психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.) писали о игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются и совершенствуются качества, которые подготавливают переход детей к новой, школьной деятельности. И подчеркивали, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.
Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.
Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре – неутомимый исследователь: он узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними и в зависимости от замысла игры, от развития сюжета он «переплавляет» жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией. Приобретение знаний об окружающем мире, способов действий с предметами осуществляется, естественно, на занятиях. Игра же – показатель того, как ребенок усвоил эти знания, насколько интересно, увлекательно он преобразует полученную информацию в связи с усвоенным.
Самое сложное и важное в игре – это общение : как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить задуманное до конца.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удовлетворением открывающий для себя весь огромный и удивительный мир вокруг себя. Он стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности: игра, общение с взрослыми и сверстниками, художественно-театральная деятельность и др. – занимают особое место в программе.
Именно в этих видах деятельности у ребенка происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, способность к логическому мышлению и самоконтролю, творческому воображению, произвольность поведения, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
План работы:
I этап – подготовительный
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Обновление и изготовление атрибутов для игр и игровых зон.
3. Обновление и изготовление картотек игр.
II этап – практический.
Проблема проекта : неумение говорить, слушать и слышать сверстника не позволяет детям быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, и общаться между собой.
Цель проекта : развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать предпосылки к легкому общение.
Этапы проекта : Проект «Развивающее общение» состоит из 3 этапов:
1. Знакомство детей с сюжетно – ролевой игрой, хороводной игрой, подвижной игрой, театрализованной игрой.
2. Вовлечение детей в сюжетно – ролевую игру, хороводной игру, подвижную игру, театрализованную деятельность.
3. Поддержка самостоятельной детской инициативы в игровой и театрализованной деятельности.
Реализация проекта
мес. нед. с/р игры подвижные игры хоров. игры/театр. игры
октябрь I «Овощной магазин» «Затейники» Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»
II «Гости» «Гуси - лебеди» «В нашем саду»Н. Губанова «Театр деятельность», 149
III «Путешествие в лес» «Медведи и пчёлы» Развлечение «Веселые старты» (физкультурн)
IV «Служба спасения» «Мышеловка» «Улетели птицы вдаль»
Н. Ф. Губанова «Театр деят»,157
ноябрь I «Летчики» «Краски» «За орехами»
Н. Ф. Губанова «Театр деят», 154
II «Олимпиада» «Пустое место» «Игра в спектакль»
Н. Ф. Губанова «Театр. деят» 161
III «Магазин одежды» «Зайцы и волк» Развлечение «В гости к сказке»
IV «ГИБДД»
«Мыши в кладовой» Х/и «Колпачок»
V «День рождения» «Горелки» «Сказки из сундучка»
Н. Ф. Губанова «Театр деят» 181
декабрь I «Больница»
«Гуси - лебеди» Х/ и: «Весёлый хоровод»
II «Зоопарк» «Мороз – красный нос» «Зимовье зверей»
Н. Ф. Губанова «Театр деят» 214
III «Цирк» «Ловишки» (с ленточками)» Ярмарочная площадь
Н. Ф. Губанова «Театр деят», 187
IV Семья (подготовка к празднику) «Два Мороза» Х/и «В гости к елке мы пришли»
январь I «Детский сад» «Встречные перебежки» «Зимние забавы»
Н. Ф. Губанова «Театр деят»,178
II «Строители» «Волк и ягнята» Развлечение «Проказы Зимы»» (физкультурное)
III «Водители» «Наседка и цыплята» «Приключение в лесу»
Н. Ф. Губанова «Театр деят»,191
февраль I «Театр»
(кукольный театр «Три поросёнка») «Кот и мыши» «Растем здоровыми и крепкими»
Н. Ф. Губанова «Театр деят»,193
II «Аптека» «Два Мороза» Развлечение «Весёлые армейские старты» (физкультурное)
III «Магазин бытовой техники» «Мороз Красный нос» Х/и «Подарки»
IV «Военные учения» «Охотники и зайцы»
«Тайны лесовичка»
Н. Ф. Губанова «Театр деят»,207
март I «Лётчики» «Хитрая лиса»
Х/и «Узнай по голосу» (II)
II Магазин «Цветы» «Затейники» Развлечение «В гости к солнышку» (физкультурное)
III «Библиотека» «Гуси - лебеди» Х/и «Бабушка Маланья»
IV «Школа» «Пожарные на учения» «Живой уголок»
Н. Ф. Губанова «Театр деят»,219
V «Строители» «Перелёт птиц» Развлечение драматизация сказки «Заюшкина избушка»
апрель I «Полет в космос» «Цепи кованные» «Потешный ларчик»
Н. Ф. Губанова «Театр деят»,226
II «Рыбаки» «Караси и щука» Х/и «Космонавт летит в ракете»
III «Супермаркет» «Ловишки» «За город» Н. Ф. Губанова «Театр деят», 234
IV «Парикмахерская» «Третий лишний» Х/и «Бабка Ёжка»
май I «Водители» «Краски» «Во дворе» Н. Ф. Губанова «Театрализован деят», 237
II «Поликлиника» «Хитрая лиса»
Х/и «По дорожке Валя шла»
III «Семья (поездка в лес)» «Затейники» «Далекое путешествие»
Н. Ф. Губанова «Театр деят»,246
IV «Правилам движения – наше уважение!» «Бездомный заяц» Х/и «Карусель»
Используемая литература:
«Сюжетно – ролевые игры» – картотека.
«Подвижные игры» - картотека
«Хороводные игры» - картотека
«Театрализованные занятия в детском саду» Н. Ф. Губанова
Интернет – ресурсы.
Динамика (мониторинг) в процессе работы у детей удалось в значительной степени повысить самостоятельность, коммуникативность и инициативность, саморегуляцию поведения
Выводы: «Развивающее общение» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и взрослыми.
Риски : Детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности.
Задачи на следующий год: разработать новые тематические планы по технологии «Развивающее общение», с учетом возрастных особенностей детей и в рамках тем недели.