Алла Кох
Отчет по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном хуторе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Публикация «Отчет по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Старшая группа
- Темочки
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, хутору формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
ЦЕЛЬ :Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
И сходя из того, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию данная работа включает целый комплекс задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам. В нашем детском саду по программе Вераксы Н. Е.
Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.
Используемые методы работы
• Целевые прогулки и экскурсии.
• Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.).
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Беседы о родном городе, хуторе.
• Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
• Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.
С детьми запланированы и проведены следующие занятия:
Рисование (художественное творчество)
««Дом, в котором ты живешь», «Самолеты летят» .«Золотая хохлома». «Как Я с мамой иду из детского сада». «Мой любимый хуторок». «Природный мир хутора» «Деревья в нашем парке.». «Река которую я видел».Знакомство с исскуством гжельской росписи. «Салют над городом в честь праздника Победы». «Спасская башня Кремля».
Аппликация. Лепка. (художественное творчество)
«Дома на нашей улице» «Кружка для папы». «Матрос с сигнальными флажками». «флаг хутора Железного». Коллективная работа коллаж.
«Мой хутор в будущем. «Звонкие колокольчики».
Чтение художественной литературы
Поэты хутора Железный. Хлеба в литературном творчестве кубанских поэтов.
Чтение рассказа В. П. Бардадыма «Колодец». Малые фольклорные формы.
Кубанский народный фольклор.
Режимные моменты
Беседы «Российская Армия», «Мирные профессии в Армии», «Хлеб-богатство России», «Символика России», «Достопримечательности хутора Железного», «Солдаты и их личностные качества», «Защитники Родины», «Народы России», «Богатыри земли русской».
Правильно подобранный мир ближайшего детского окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры - дают возможность для развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. Игра даёт огромные возможности для реализации накопленного социального опыта ребенка.
Игры по патриотическому воспитанию дошкольников
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в нашей группе значительное место занимают учебно-развивающие игры.
Дидактическая игра «Герб города»
1. Материал: фрагменты герба города (хутора) (обязательно должны быть лишние элементы, карточка с изображением городского герба.
2. Ход игры: дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.
В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном поселке, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родных местах.
У воспитателей также вызывает трудность работа по ознакомлению дошкольников с историей хутора, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного хутора, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
После рассказов педагога о родном хуторе, о людях, проживающих в нем, фотографий и т. д., дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном хуторе. Необходимо было продумать работу в этом направлении. В нашей группе было проведено родительское собрание на тему : «Воспитание любви к родному хутору». Было проведено анкетирование, и мы выяснили, что эта проблема еще более становиться актуальной и родители не всегда владеют знаниями об истории своего хутора.
В группе начали работу по созданию мини –музея «мой хуторок».
Были организованные экскурсии к писательнице Мальцевой К. И., к хуторскому мастеру по дереву Левченко М. С.
Разделы мини-музея, особенности использования
Символика хутора Железный, животный и водный мир, папка – раскладушка на тему: «Неудачный Н. А.», альбомы на темы: «Птицы», «Герои ВОВ», фотографии с достопримечательностями хутора Железного.
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
«Сами своими руками»
Некоторые экспонаты, такие как: Животный и водный мир выполнены, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи, фотографии и произведения о хуторе Железном, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены в доступном для детей месте. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «Улица на которой я живу».
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.