Раиса Федотова
Отчет по месячнику «Национальная культура» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Система государственного образования в настоящее время гарантирует развитие каждого этноса, возрождение национальной системы образования.
Одним из первых элементов национальной системы образования, который способен навивать национальную культуру подрастающему поколению, принимать участие в формировании национального характера, самосознания, музыкального мышления, являются дошкольные учреждения, которые играют большую роль в формировании интереса и уважения к мордовской культуре и мордовскому народу. И перед нами встает вопрос: как обеспечить духовно – нравственное воспитание в ДОУ. В наших детских садах, где дети находятся разных национальностей : русские, мордва, татары. И поэтому вводится в большей степени региональный компонент содержания образования дошкольников, что обеспечивает реализацию гармоничности общения между детьми, не ущемляющего чьего-либо национального достоинства.
Публикация «Отчет по месячнику „Национальная культура“ в старшей группе» размещена в разделах
Целью духовно-нравственного воспитания является ознакомить детей с мордовской музыкальной культурой и сформировать интерес и уважение к ней и к мордовскому народу, познакомить с мордовским изобразительным искусством, познакомить с мордовскими художниками, дать представление о народных мастерах Мордовии, создать условия для общения между детьми разных национальностей.
Данная цель реализуется в ходе следующих задач:
Формирование интереса и уважения к мордовскому искусству и мордовскому народу, желание глубже узнать культуру мордвы.
Формирование чувства любви к малой Родине – Мордовии, своему городу, селу, воспитание патриотических чувств.
Создание эффективной среды общения на политкультурной основе, способствующей формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности, чувства сопричастности к мировой цивилизации в целом.
Формирование творческого воображения, художественного вкуса, расширение кругозора, развитие эмоциональной отзывчивости в ходе освоения мордовского искусства.
Знакомство с различными жанрами мордовской народной музыки, изобразительного искусства, с жанрами литературных произведений, народными инструментами, движениями, историей, бытом, традициями и обычаями мордвы.
Знакомство с творчеством мордовских художников, композиторов, с народными умельцами, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет мордовское народное и профессиональное искусство, мордовское и русское искусство.
Формирование чувства национальной гордости и национального самосознания у детей мордовской национальности.
В марте составили план мероприятий по месячнику «Национальная культура».
Социально-коммуникативное развитие
Театрализованная игра по мордовской сказке «Кода кискась ялга вешнесь».
Сюжетно-ролевая игра «Лавкасо».
Дидактическая игра «Назови узор и собери из мелких деталей»
Дидактическая игра «Кудонь и вирень ракшат».
Дидактическая игра «Назови предметы старины».
Познавательное развитие
Рассматривание предметов старины в Мини-музее детского сада. Рассматривание изделий из декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с изделиями мастеров из Подлесной Тавлы (лошадка).
Речевое развитие
Чтение мордовской народной сказки «Снежок» (Я. Пинясова). Заучивание прибаутки «Как я мал, как шишечка».
Чтение мордовской народной сказки «Два кума».
Заучивание прибаутки «Сезяка».
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Мордовская матрешка».
Аппликация «Красивый коврик для мамы» (элементы мордовского узора).
Рисование: Украшение полотенец.
Конструирование: «Мордовская изба».
Мордовская народная песня «Кавто цёрат тикше ледить», хоровод «Ай, даки, даки»,
Физическое развитие
Подвижная игра «Платки» («Пацинесэ»).
Подвижная игра «Чакшкесэ» («В горшочки»).
Развлечение «Масленница» («Мастя»).
Подвижная игра «Токонян кунцема»
Х/игра «Селезень» («Яксярго»).
В процессе воспитания детей разных национальностей при использовании национального компонента облегчается тем, что мордовский и русский фольклор, разные виды искусства имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие, а также, в целом, благодаря наличию в обеих народных культурах объединяющих общечеловеческих ценностей. На примере мордовского искусства проходит воспитание общечеловеческих ценностей – любви к природе, к земле, дому, Родине, матери, а также формирование чувства прекрасного, радостного ощущения от соприкосновения с удивительными произведениями мордовского народа, желания вновь и вновь «общаться» с мордовским искусством.