Светлана Даваева
Фотоотчет об участии в республиканском совещании и приятной встрече с Маамовской подругой
▼ Скачать + Заказать документы
22 августа 2018 года в селе Кетченеры состоялось зональное республиканское августовское совещание педагогических работников Республики Калмыкия. Участники - педагоги из четырех северных районов: Кетченеровского, Сарпинского, Малодербетовского, Октябрьского.
Хочется поблагодарить руководство Кетченеровского района за хорошую организацию и проведение мероприятия.
После перерыва мы участвовали в творческих мастерских. Я показала коллегам небольшую выставку русских народных кукол и презентацию «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ»:
1 слайд. Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ
Публикация «Фотоотчет об участии в республиканском совещании и приятной встрече с Маамовской подругой» размещена в разделах
2 слайд. Основная цель музейной педагогики:
Приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Несмотря на расхожее мнение, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, что хранение экспонатов требует условий хранения, занимает часть пространства группы, которое находится в режиме полифункциональности, мы попытались доказать, что «мини – музеи» в ДОУ действенны, актуальны и результативны. Отдаленность нашего села от центра культуры и развития г. Элисты, редкое посещение музеев, выставок, галерей также подтолкнуло нас организовать в детском саду мини - музей.
Почему мы выбрали тему «Русская народная кукла»? Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.
Музей способен обогатить детей впечатлениями, расширяет кругозор, представления о традициях и культуре русского народа, представления о мире незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности.
3 слайд. Работа по созданию мини-музея. 1 этап. Подготовительный
4 слайд. 2 этап Практический. Работа с педагогами. Проведение деловой игры и мастер-класса по изготовлению куклы «Закрутка»
5слайд. Разработка и изготовление дидактических игр
6 слайд. Изготовление технологической карты
7 слайд. Составление альбома «Народная тряпичная кукла»
8 слайд. Работа с родителями старшей и подготовительных групп. Проведение мастер-классов по изготовлению кукол «Убоженька» и «Колокольчик»
9-10 слайды. Совместная работа с детьми.
11 слайд. Выпуск брошюры: Рассказы-воспоминания «Как мы жили, во что играли».
12 слайд. Работа с детьми. Художественно-эстетическая деятельность. Знакомство с куклой Рябинка». Рисование кукол «Купавка», "На счастье», «Домашняя Масленица».
13 слайд. Воспитатели групп со своими детьми изготовили различных кукол, таких как: Мартинички, Птички, Пеленашки и Зайчики на пальчике.
Дети узнали, что особенностью русских народных кукол является то, что их делали изначально без использования ножниц и иголки. Этим и объясняются названия некоторых из них — рванка (ткань не резали, а рвали руками, мотанка (куклу мотали из ткани с помощью ниток).
Русские народные куклы безлики, чтобы в них, по народному поверью, не вселились злые духи и не навредили хозяину.
14 слайд. По своему назначению куклы делятся на три вида: куклы - оберег.
Желанница создана для того, чтобы исполнять самые заветные желания. Куклу нельзя было показывать другим людям, обязательно нужно было сделать ей подарок: бусы, монетки.
Кувадок развешивали над детской колыбелькой целой гроздью, куколок должно быть нечетное количество. Это среднерусская, тульская и вятская.
15 слайд. Обрядовые – изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных)
Купавка - кукла одного дня, делали на праздник Купала. Тесемки на руках означали определенную беду и печаль. Кидая куклу в воду, мысленно прощались с ними.
Кубышка-травница – лечебная кукла. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка или давали играть детям. Если куколку помять в руках, пошевелить, то по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни.
Очистительная кукла помогает улучшить отношения в семье.
Когда в семье случались разлады, то женщина, оставшись одна, открывала окна и будто маленьким веником – куклой выметала сор, весь негатив из избы.
16 слайд. Игровые куклы изготавливались из природных материалов: это трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и из материалов, находящихся дома: ткань, ложка.
Куклак – борцовская игрушка. Когда крутили палочку, кулачник махал руками. Выигрывал тот, кто сбивал шапку у куклака – противника.
Убоженька (есть только у русского народа). Безрукая кукла, с большой головой, ножками – ниточками воспитывала в детях сострадание, терпимость, толерантность.
Девка – баба – кукла, единая в двух лицах. Означает переход от беззаботной юности к взрослой жизни умудренной опытом женщины
17слайд. Материал для изготовления кукол.
Десятиручку, как помощницу дарили невесте на свадьбу. Сделана кукла из мочала, а волосы изо льна.
Домашняя Масленица – из ткани, в отличие от ее старшей сестры – соломенной ростовой Масленицы.
18 слайд. Кукол ладили из различных материалов: из трав, веточек. Солнечный конь и Птица радость - из жгута, пряжи. Талашечка и Рождественский ангел из талаша.
19 слайд. Взаимодействие с коллегами из Международного образовательного портала Маам. Ру.
С разрешения автора, воспитателя из города Армавир Татьяны Николаевны Кирюшатовой, подготовила подборку ее замечательных сказок о русских народных куклах. Автору брошюра очень понравилась, и Татьяна попросила прислать ей макет.
20 слайд. Соавтором брошюры «Моя коллекция русских кукол» является талантливый музыкальный руководитель из города Ейска Елена Ивановна Пономарева, которая специально по моей просьбе написала стихи.
21 слайд. Воспитателю из города Курска Елене Борисовне Ряполовой понравилась моя авторская дидактическая игра «Собери русскую народную куклу». И она сделала аналогическую игру «Одень куклу» для своих воспитанников. В дар нашему мини-музею Елена прислала красивую куклу Ведуничка. Ведуничка – это мать, сестра, педагог, человек, который ведет ребенка по жизни.
22- 24 слайды. 3 этап Заключительный. Открытие мини-музея «Русская народная кукла»
В настоящее время мы имеем 70 видов русской народной куклы. Общее количество более 150 кукол.
Хочется отметить работу всего нашего коллектива, начиная от заведующей Оргаевой Надежды Гаряевны и заканчивая младшим техническим персоналом, принимавшим активное участие в подготовке и открытию мини-музея. Также хочется поблагодарить педагога-психолога Погорелову Ирину Александровну, которая является обладательницей хорошей коллекции кукол. Ирина Александровна изготовила замечательный "Календарь народной куклы".
В результате использования музейной педагогики значительно расширился у детей кругозор и пополнился словарный запас. Музей сыграл большую познавательную и воспитательную роль для наших детей, а также способствовал укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Проанализировав наш опыт работы по реализации музейной педагогики в ДОУ, можно с уверенностью сказать, что данный вид деятельности успешен, доступен, интересен как для детей, так и для родителей и педагогов.
Педагогический коллектив и родительский совет д/с №1 «Колокольчик» решили продолжить работу над новым проектом «Куклы в национальных костюмах», продуктом, которого станет открытие нового раздела нашего мини - музея.
25 слайд. Спасибо за внимание!
R.S. Посткроссинг. Дружат дети на планете
А пока с декабря 2017 года дети, родители старшей группы «Калинка» (воспитатели Глуходедова Татьяна Николаевна и Даваева Светлана Сергеевна) участвуют в большом проекте «Посткроссинг. Дружат дети на планете». Посткроссинг - проект по обмену почтовыми открытками.
Наша цель – осуществление общественно-значимой деятельности, направленной на формирование у детей представлений о стране, в которой мы живем посредством почтовой переписки.
Задачи:
1. Знакомство детей с возможностью рукописного письма.
2. Формирование познавательного интереса детей к другим регионам нашей страны, народной культуре, обычаям, праздникам путем обмена письмами, открытками с видами городов, сел и их достопримечательностями, памятными сувенирами и подарками, в том числе и сделанными своими руками участниками проекта.
3. Развивать положительные эмоции и чувства в процессе познания.
4. Воспитывать толерантность к людям других национальностей.
Мы с ребятами ведем активную переписку с дошкольниками городов Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Пермь, Челябинск, Златоуст, Козловка республика Чувашия, Ижевск республика Удмуртия, сел Падар Республика Дагестан, Туора- Кюель Республика Якутия, Горхон Республика Бурятия.
Дети познакомились с профессиями почтовых работников, научились работать по географической карте, располагать бумажных почтовых голубей, подписываться печатными буквами; умеющие читать - знакомить сверстников с содержанием полученных писем.
Продукты проекта: письма, наборы открыток, магниты, сувениры, книги, раскраски, а также презентации о малой родине наших друзей.
Национальная посуда, подборка народных игр, сказок, легенд. Собралась коллекция объемных и плоскостных кукол в народных костюмах.
Все это станет экспонатами нашего будущего раздела «Куклы в национальных костюмах".
И в завершении хочется сказать: музейная педагогика – это мощнейший стимул для духовно- нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.
В конце выступления меня ожидал неожиданный, но приятный сюрприз – реальная встреча с виртуальной подругой из Маам Еленой Гаряевой из п. Шатты Кетченеровского района. Хочется поблагодарить Елену за прекрасные подарки. За одну ночь) перед поездкой на совещание ею самолично были сшиты ваза и большой букет цветов. Также я стала обладательницей ежедневника с автографом подруги. Очень трогательно и приятно осознавать, что Елена заранее готовилась к нашей возможной встрече и подготовила памятные подарки. Спасибо!