Татьяна Морозова
Отчет о реализации проекта «Ступеньки к букварю» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для успешного обучения, иметь положительную мотивацию к приобретению новых знаний и с удовольствием перейти на новую ступень социализации. Среди компонентов образовательной программы для подготовительной группы ДОУ обучение грамоте — умению читать — приоритетная задача воспитателя. Ребенку дошкольнику на пороге школьной жизни необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста является игра. Именно через нее легко и доступно усваиваются необходимые знания, формируются навыки и умения для дальнейшего развития личности. Дидактическая игра – это своеобразное средство обучения, которое имеет два значения: учебное и игровое. Цель дидактической игры заключается в том, что она позволяет детям решать интеллектуальные задачи в игровой форме. В нашей подготовительной к школе группе база настольно-печатных игр по обучению грамоте является скудной, родители детей плохо ориентируются в многообразии дидактических игр, их выборе и применении для своего ребенка. Систематическое использование специальных игр и упражнений помогут достичь максимально возможных успехов в подготовке воспитанников к школе.
Публикация «Отчет о реализации проекта „Ступеньки к букварю“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Проекты
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
С целью решения данной проблемы был разработан в начале учебного года проект «Ступеньки к букварю», для подготовка к обучению грамоте и чтению через применение игровых технологий.
Проект был реализован в 2022-2023 учебном году, участниками проекта выступили воспитанники подготовительной группы, их родители, воспитатель, старший воспитатель.
Социальными партнерами по реализации проекта стали :
1 МОУ СОШ «Лицей №7»
2 МОУ СОШ №36
В начале работы провела мониторинг знаний детей по обучению грамоте, чтобы выявить знания детей: различать звуки по их качественной характеристике: определять место звука в слове и т. д. Результаты показали, что большинство детей плохо владеют средствами звукового анализа слова, тяжело дается умение определять количество слогов в слове, а также не умеют читать, в связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
- в игровой форме подготовить детей к обучению грамоте, научить детей читать;
- расширить знания родителей, о применении игр для закрепления с ребенком знаний по подготовка к обучению грамоте;
- развитие интереса и внимания к слову;
- повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании игровых технологий в подготовка к обучению грамоте и чтению детей, и внедрить их в этапы программных занятий, в режимные моменты;
- пополнить предметно-развивающую среду в группе играми и специальными упражнениях для подготовка к обучению грамоте и чтению детей дошкольного возраста.
Работа по проекту проводилась по следующим направлениям:
- стандартные, вариативные игры и упражнения в подготовке к обучению грамоте и чтению;
- организация экскурсии в школу на урок;
- создание в учебной зоне группы уголка по обучению грамоте.
Поставленные задачи реализовывались через все виды деятельности: познавательную, коммуникативную, игровую.
Был разработан перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы.
Вызвать интерес у детей помогли появившийся в нашей группе перфокарты, которые были изготовлены и размещены в учебной зоне группы уголка по обучению грамоте. С целью оборудования педагогического процесса играми по обучению грамоте с усложнениями и вариативностью, в соответствие с возрастом и интересами детей. В дальнейшем дети самостоятельно их использовали в самостоятельной деятельности.
Следующим этапом работы было запланировано использование зоны ближайшего окружения, расположенный рядом с детским садом МОУ «Лицей №7», но экскурсия не состоялась из-за введенных ковидных ограничениях.
Работу по проекту проводила в тесном сотрудничестве с родителями. Был разработан план работы с родителями, с использованием разнообразных формы (индивидуальные беседы с родителями по итогам диагностики по обучению грамоте на начало учебного года; родительское собрание с приглашением учителя начальных классов; консультации для родителей на тему: «С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр»). Большую помощь оказали родители в материально-техническом оснащении проекта (изготовление и приобретение готовых настольно-печатных дидактических игр, материала для проведения дидактических игр и др). В ноябре месяце организовала выставку дидактических игры для родителей, с целью вовлечь всех членов семьи воспитанников в обучение грамоте, чтению на основе игрового взаимодействия со своим ребенком. Предложила родителям детей устроить домашнюю игротеку по вечерам, закрепить в играх ранее изученное. На сайте МААМ родители имели возможность познакомиться с конспектами по обучению грамоте, фотоотчетами о проведенных занятиях. В раздевалке группы функционировала папка - передвижка «Как научить ребенка читать», где в разделе папки имелся кармашек «Игры по грамоте и чтению» с целью расширять и систематизировать представления родителей по тематике проекта.
Благодаря целенаправленной работе по обучению грамоте:
- дети называют последовательность слогов и звуков в словах, слов в предложении; находят в предложении слова с заданным звуком; определяют место звука в слове; различают понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; умеют читать.
В результате кропотливой работы над проектом, стандартные, вариативные игры и упражнения в подготовке к обучению грамоте и чтению помогли более эффективно подготовить воспитанников к школе и повысить уровень речевого развития у дошкольников подготовительной группы детского сада. Повысилась компетентность родителей по вопросам игровой деятельности и обучению грамоте в дошкольном возрасте, вовлечение в проект. Произошло пополнение базы настольно-печатных дидактических игр по обучению грамоте в группе детского сада.