Ольга Чикарова
Отчет о работе за год кружка «Мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия дошкольника и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления различных видов деятельности, формирования способностей, готовности к школьному обучению.
Публикация «Отчет о работе за год кружка „Мир сенсорики“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии детей и требует пристального внимания.
Кружок «Мир сенсорики» посещают дети первой (2-3 года) и второй (3-4 года) младших групп. Общее количество составляет 116 человек.
Цель данного проекта – развивать и совершенствовать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи (2-3 года) :
Обучающие
– формировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи и выделять в них самое существенное, характерное (признак, качество).
– учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие
– развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, общение).
Воспитательные
– воспитывать внимательность, отзывчивость, доброжелательное отношение к сверстникам.
Задачи (3-4 года) :
– дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6-7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины;
– формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения);
– закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства;
– научить правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же», так как «величина» не имеет «абсолютного значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.
Исходя из поставленных задач был составлен перспективных план работы кружка, в который включены следующие игры и упражнения: «Спрячь зайку от лисы», «Назови геометрическую фигуру», «Угости большого и маленького зайца морковкой», «Подбери по форме», «Найди свой домик», «Хвост у петуха», что стимулировало развитие у дошкольников приемов сравнения, интеллектуальных операций, познавательной и творческой деятельности. Также использовались словесные игры: «Что бывает красного цвета?», «Узнай по описанию» и др. ; предметные игры: «Что лежит в мешочке», «Когда это бывает?», «Найди ошибку», «Чего не хватает?», «Сложи узор» и др., которые помогли пробудить активную работу мысли ребенка, возбудить интерес к освоению сенсорных эталонов, расширить знания детей о предметах, их свойствах, сходстве и различиях.
Результатом работы кружка можно считать то, что дошкольники в интересной и увлекательной форме усвоили материал об окружающем мире, что подтвердили результаты контрольного исследования по Е. Б. Волосовой, Г. В. Бурменской.
В конце учебного года можно сказать, что дети:
Знают (2-3 года) : основные цвета, формы.
Умеют:
– ориентироваться в 6-ти цветах, называть их, подбирать по образцу;
– ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
– собирать пирамидку и 5-ти-8-ми колец разной величины;
– соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец, раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске;
– составлять целое из четырех частей разрезных картинок, складных кубиков;
– различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
– ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник);
– сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по форме, величине;
– выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой.
Владеют: некоторыми общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Знают (3-4 года) :
– 6 основных цветов спектра, оттенки и их названия;
– 5 основных геометрических форм и их названия.
Умеют:
– группировать предметы по одному из признаков;
– при помощи изобразительной деятельности передавать форму, размер и цвет;
– сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;
– обозначать величину предмета словами;
– словесно описывать форму предметов.
Владеют:
– приемами обследования формы;
– действием подбора по образцу.
Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей на начало и на конец отчетного периода.