Ирина Чернышова
Отчет о проделанной работе по теме «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,
которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится,
которые не потеряются ни при каких обстоятельствах,
которые умеют владеть вещами и командовать ими.
А. С. Макаренко
Многолетний опыт работы в ясельной группе показал, что дети приходят в ясельную группу с отсутствием культурно-гигиенических навыков (за исключением нескольких единиц). А ведь культурно-гигиенические навыки –очень важная часть поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лицо, тело, прическу, одежду продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детишками нужно стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Затруднений в выборе темы для самообразования у меня не было, так как я знаю, что одной из самых важных задач на данном этапе воспитания и развития ребенка является привитие самостоятельности в самообслуживании и в привитии культурно-гигиенических навыков.
Выбрав эту тему, я поставила для себя определенную цель.
Цель: поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития ребёнка ясельного возраста в системе работы по формированию и обучению навыкам самостоятельности в самообслуживании и привитию культурно-гигиенических навыков.
А для выполнения этой цели определила следующие задачи:
-научить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность в действиях,
-учить знать назначение бытовых предметов (ложка, расческа и т. д.) и применять по назначению,
--формировать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур,
-воспитывать желание у детей выглядеть чистым, аккуратным и опрятным,
-повысить самооценку детей, их уверенность в себе,
-воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого,
-изучить методическую литературу и передовые образовательные технологии по данной теме
-разработать рекомендации и консультации для родителей,
-повышать педагогическую компетентность родителей по воспитанию детей путем взаимодействия с воспитателем
-укреплять связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей навыков самообслуживания.
Предполагаемый результат: дети самостоятельно и с удовольствием выполняют культурно-гигиенические навыки
На первом этапе своей работы я направила все усилия на наблюдения и анализ, с оценкой действий детей. Для родителей я подготовила тестовые задания, («Что умеет мой ребенок», анкеты («Готовность ребенка к детскому саду», проведены индивидуальные беседы с каждым родителем о возможностях ребенка.
И только после всего этого я провела диагностику на начало года.
Определила для себя действия и мероприятия, проводимые в процессе над темой: изучение литературы, подбор игровых ситуаций с детьми по закреплению знаний о культурно-гигиенических навыках, подбор детской художественной литературы в рамках данной темы, подбор дидактических игр и т. д. Просветительная работа с родителями : консультации, рекомендации, и т. д.
Составила план работы на год с детьми и родителями.
В сентябре провела родительское собрание на тему: «Значимость самостоятельности в привитии навыков самообслуживания». Тема эта была взята не случайно, т. к. многие родители считали, что дети еще маленькие, вырастут –научаться все делать сами. Познакомила родителей с поставленными задачами и предложила решать их вместе, попросила их помочь своему малышу стать самостоятельным, шагать по жизни уверенно, и уверила, что скоро мы будем гордиться его успехами!
Так как родители являются главными нашими союзниками в работе, то без их помощи нам не добиться хороших результатов. Чтобы помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию навыков самообслуживания и развитию детей в домашних условиях, я разработала для них :
«Советы и рекомендации по формированию навыков самообслуживания во время одевания и раздевания»
-Как сладить с премудростью одевания.
-Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?
-Одевание и игра, или как одеваться интересно.
-Развиваем стремление к независимости.
-Способы самостоятельного одевания и раздевания для самых маленьких.
«Советы и рекомендации по формированию навыков самообслуживания во время умывания»
-Умываемся правильно.
-Обучение ребенка личной гигиене:5 частых ошибок.
-Схема действий при мытье рук.
-Как правильно пользоваться полотенцем.
«Советы и рекомендации по формированию навыков самообслуживания во время еды»
-Правила безопасности за столом.
-Что делать, если ребенок отказывается есть сам?
-Несколько Не.
-Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой.
-Этапы обучения.
Также подготовила папки-передвижки:
«Застольный этикет для самых маленьких»
«9 правил как научить ребенка самому»
«Когда высаживать ребенка на горшок»
«Как прививать малышам полезные навыки самообслуживания»
и памятку «О гигиене детей»
Оформила красочные алгоритмы умывания, одевания летом и зимой.
Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, то для занятий с детьми дома родителям я подобрала и оформила альбом «Пальчиковые игры для малышей» и «Игры для детей раннего возраста с элементами Су-джок терапии».
Родители активно участвовали в конкурсе «Игры своими руками», «Театр для малышей».
Работу с детьми я разделила на две группы: практический метод и игровой.
К практическому методу относятся:
1. Показ действия.
2. Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
3. Метод приучения (систематические упражнения).
4. Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
5. Метод игры (дает возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой-одеть, умыть и т. д.).
Игровой метод заключается в таких принципах как:
1. Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра. Для этого я собрала потешки в «Сборник на все случаи жизни. День с потешками.»
2. Рассматривание сюжетных картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.) и предметных картинок. Для этого я оформила альбомы: «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Для чего это нужно?»
3. Показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Покажем Зайке наши шкафчики», «Хрюшка и Чушка умываются», и т. д.
4. Дидактические игры с куклой, которые собраны по разделам «Учимся одеваться и раздеваться», «Мы обедаем», «Учимся умываться».
В результате проведенной большой работе с детьми и родителями, у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию : малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем.
В мае на основе наблюдений и листов нервно-психического развития я провела диагностику, сделала сравнительный анализ за год. Результаты диагностики показали увеличение количества детей с высоким уровнем навыков самообслуживания, что подтверждает эффективность проделанной работы.