Ольга Чикарова
Из опыта работы по программе с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий развития ранней одарённости является создание для детей развивающей среды, которая позволит не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.
Ежегодно в начале учебного года проводится работа по выявлению одарённых детей – это наблюдения педагогов к интересу дошкольников к тому или иному виду деятельности (танцам, пению, игре на музыкальных инструментах).
Работа с одарёнными детьми ведётся по специально разработанной программе. Для обучения и воспитания одарё нных и талантливых детей созданы:
Публикация «Из опыта работы по программе с одаренными детьми» размещена в разделах
– предметно-развивающая среда, способствующая познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, позволяющая удовлетворять многие потребности ребё нка: в общении, в выплеске накопившейся энергии, в развлечениях;
– регулярное проведение мониторинга позволяет выявить способности и задатки воспитанников;
– педагоги консультируют родителей по вопросам развития у детей каких-либо талантов и способностей;
– взаимодействие с социумом позволяет показать наши достижения и успехи через выступления детей на мероприятиях различного уровня.
В 2020-2021 учебном году были использованы следующие формы работы с одарёнными детьми :
– групповые занятия;
– индивидуальные занятия;
– конкурсы, викторины, выставки детского творчества, спортивные игры;
– исследовательская деятельность. Велась работа по развитию исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих игр.
Эти методы и формы дали возможность одарённым воспитанникам выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Для развития выявленных одарённых детей, использовались:
1) вовлечение дошкольников в районные мероприятия;
2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) акцент на вовлечение дошкольников в специфические детские виды деятельности;
4) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной со взрослыми деятельности, наличие в окружении ребёнка образцов и результатов творчества взрослых;
5) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в предметно-развивающем пространстве МАДОУ).
В связи с пандемией, в 2020-2021 учебном году одарённые дети участвовали в районных мероприятиях в режиме онлайн, в закрытых мероприятиях и праздниках на уровне учреждения.
Таким образом, в 2020-2021 учебном году со всеми одарёнными детьми работа велась по индивидуальным маршрутам, в соответствии с планом работы. Все перечисленные методы, приёмы и формы работы позволили создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребёнка. Благодаря этому, дети с признаками одарённости смогли раскрыть и реализовать свои способности в мероприятиях, организованных МАДОУ, дистанционных конкурсах, во время индивидуальной работы и непосредственно-образовательной деятельности.