Антонина Глущенко
Отчет на конец года по направлению «Познавательное развитие» (старшая группа компенсирующей направленности)
▼ Скачать + Заказать документы
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
Публикация «Отчет на конец года по направлению „Познавательное развитие“ (старшая группа компенсирующей направленности)» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Группы компенсирующей направленности
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В своей работе мы использовали следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию :
- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
- использование дидактических игр;
-применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Вся деятельность осуществлялась через три основных блока образовательного процесса:
1) в непосредственной образовательной деятельности;
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандарта планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. .
Поскольку наша группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, то и планирование непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формированию целостной картины мира и формированию элементарных математических представлений) строится в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом в соответствии с его тематическим планированием.
Планирование НОД по формированию элементарных математических представлений составлено по методическим разработкам Метлиной и включает в себя ___ занятий. Все они проведены нами в соответствии с указанными сроками. В непосредственной образовательной деятельности широко использовался занимательный дидактический материал, который обыгрывался в разнообразных проблемно-игровых ситуациях: дидактических играх, решении головоломок, ребусов, отгадывании загадок на счет и логическое мышление.
В группе созданы оптимальные условия для развития у детей элементарных математических представлений: имеется демонстрационный и раздаточный материал для занятий. Дети работают с индивидуальными математическими тетрадями, что обеспечивает существенный вклад в развитие математических представлений, а также в формирование навыков учебной деятельности. Создана картотека игр и игровых упражнений по составу числа, объединению предметов по общему свойству; отношению : - часть – целое; пространственным представлениям; начальным геометрическим представлениям (отрезок, луч, угол, длина, представлениям о площади, об объёме, геометрические фигуры и тела; количество и счёт; величина; форма; ориентировка во времени.
Стараемся разнообразить формы работы с детьми. Так, был организован и проведен математический досуг «В поисках клада», игра-инсценировка «Треугольник и квадрат», математическое развлечение «Веселая семерка», математическая игра-развлечение"Лесной переполох" или о том,
как плохо обижать маленьких лесных жителей, КВН,игра- путешествие «Путешествие в страну математики» В каникулярный период провели «Поле чудес» : разделив детей на команды, разыгрывали математические вопросы. Практикуем и игры-аукционы с занимательными вопросами на логическое мышление. «Покупая» билет с вопросом, дети ещё и упражняются в счете «денег».
Для формирования целостной картины мира подобраны материалы по всем разделам: книги, открытки, иллюстрации, картины, методическая и познавательная литература, альбомы и др.
Записаны диски с презентациями познавательного содержания :«Этот таинственный космос», «Африка», «Дикие животные наших лесов», «Ливны-город наш родной», «Как хлеб на стол пришел», «Одежда наших предков», «История ложечки», «Русская изба», «Животные жарких стран»,электронная дидактическая игра «С какого дерева листок».
Особое внимание уделяем познавательно – исследовательской и опытно -экспериментальной деятельности, проводим работу не эпизодически, а систематически согласно перспективно -тематическому плану опытно – экспериментальной деятельности.
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. В нашей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и организуют самостоятельную индивидуально -исследовательскую практику. Наша задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования мы учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, соответствие среднему уровню развития ребенка. Но имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
В группе имеется картотека наблюдений, состоящая из 4 сезонных картотек, что позволяет в зависимости от условий выбирать материал для планирования на день (неделю).
Стараясь разнообразить формы работы по формированию целостной картины мира в течение года мы проводили игру- путешествие «Сказочный мир тканей»(при изучении лексической темы «Одежда», интеллектуальный досуг «Умники и умницы», развлечение «Знайки и всезнайки»,интегрированные занятия с использованием ИКТ «Как хлеб на стол пришел», «От избы до многоэтажного дома»,игра «Что?Где? Когда?»
Ежедневно мы проводим наблюдения на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивать экологическое мышление и разговорную речь ребенка.
Огромную роль в формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе мы отводим работе с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку. Дошкольники учатся сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. Происходит изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый интерес к окружающему. Особое дело, которому в нашей группе уделяется большое внимание, это фиксация роста растений в специальных календарях. Наши дети видят в начале своей работы маленькое семечко. Затем наблюдают и ухаживают за взрослым растением. Так в конце осени мы собрали семена бархатцев, весной посадили семена в горшки, вырастили рассаду, а затем рассадили в цветники, на клумбы. В результате получился календарь на 4-5 страницах, где представлено все развитие цветка от семечка до семечка. Эти календари имеют большое, значение: дети учатся обнаруживать изменения в растениях, замечают все новое. Дети наблюдали за растениями и все основные моменты зафиксировали на бумаге.
Познавательное развитие детей мы осуществляем и в режимных моментах. Утром самое благоприятное время для организации бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Мы руководим ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсуждаем, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи с чем появляется ледяной наст. Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком организовываем развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное-несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего? ", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.
Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: предлагаем ребенку логическую задачу, проблемную ситуацию, создаем неправильную сервировку и просим подумать, все ли правильно расставлено.
В течение года нами были совершены три экскурсии на природу с целью наблюдения сезонных изменений. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Находясь на природе, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).
Мы продолжали знакомить детей с историей и достопримечательностями родного города и края. В рамках проекта «Родной свой край люби и знай» нами было организовано посещение храма, художественной школы, памятников погибшим воинам. Итогом проекта стал альбом, посвященный родному городу.
Нашими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. С целью организации практической помощи мы включили в повестку родительского собрания вопрос «Роль родителей в развитии познавательной активности детей», перед собранием была организована выставка «Книги-верные помощники в развитии познавательной активности детей» .Родителям были предложены консультации на тему «Учимся,играя», «О подготовке ребенка к школе», «"Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», оформлена папка-передвижка «Игры с буквами», памятки «Ребенок до 7 лет должен научиться…», ««Семь типов развивающих игр» Для родителей мы подобрали практический демонстрационный материал, при помощи которого они могут самостоятельно дома вместе с детьми экспериментировать и проводить опыты.
Результаты мониторинга показали положительную динамику уровня познавательного развития у детей подготовительной группы «В». Так на начало года по разделу «Формирование элементарных математических представлений» высокий уровень знаний показали 5 детей (29,4%, средний -7 детей (41,1%, низкий -5 детей (29,4%). На конец учебного года показатели изменились следующим образом: высокий уровень – 9 детей (52,9%, средний уровень- 8 детей( 47,1%).
По разделу «Формирование целостной картины мира» на начало года высокий уровень знаний был диагностирован у 7 детей (41,1%, средний – у 6 (32,5%,низкий –у 4 (23,5%).
На конец года : высокий уровень знаний показали 10 человек
(58,8%,средний - 7 человек (41,2,
Следовательно, к концу учебного года очевиден рост
числа детей с высоким и средним уровнем.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования создают нам следующий портрет выпускника ДОУ.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым
и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний,
положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде.
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну,
ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение
к своему и противоположному полу.
Большинство детей нашей группы соответствуют этим критериям.