венера султанова
Отчет кружка бисероплетения «Бусинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика рук — совокупность скоординированных действий нервномышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Бисероплетение является одним из средств вазвития мелкой моторики рук у старших дошкольников, с целью развития речи.
Публикация «Отчет кружка бисероплетения „Бусинка“» размещена в разделах
И так мое увлечение бисероплетением подтолкнуло выбрать направление кружковой работы – обучение бисероплетению дошкольников. Бисер является отличным материалом для занятий на развитие координации и мелкой моторики рук ребенка. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию художественного вкуса, воображения, математических способностей, абстрактного мышления. Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев.
Наверное все родители наслышаны о пользе мелкой моторики. Однако,для чего нужно развивать мелкую моторику, когда и как это делать, знают не все. Все дело в том, что на пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда ребенок работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь. Нанизование бусин обычно вызывает у детей большой восторг. Толи это красивые бусы для мамы, или браслет для бабушек.
И так был организован в нашем детском саду, на базе подготовительной гуппе кружок под названеием «Бусинка».
Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы,
ведь за нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук:
ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляции.
Побеседовав с родителями о том, что движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, какую пользу детям дают занятия с бисером, получила полное одобрение и поддержку со стороны родителей в оснащении необходимыми материалами и оказание помощи в создании развивающей среды.
В группе выделили и оформили уголок "Бусинка", где расположили материал, и инструменты для бисероплетения. Вместе с родителями собрали мини-библиотеку по бисероплетению.
Для работы в данном направлении я изучила множество литературы, ознакомилась средствами массовой информацией, интернетом, но определенной программы по бисероплетению не нашла. Поэтому моя программа находится в обработке, но основными задачами образовательной работы с дошкольниками в данном направлении могут выступать следующие:
1. Учить изготавливать несложные украшения из бисера, пользуясь схемой, практическим приемам низания на проволоку (параллельное, объёмное, петельное плетение).
2. Развивать устную и связную речь.
Цель: изучить возможность использования элементов бисероплетения для развития моторных навыков, творческих способностей и развития речи во время кружковой работы.
Содержание образовательной работы дополняет область «Художественное творчество» за счет реализации дополнительной задачи — развитие мелкой моторики рук через освоение бисерного искусства.
Формами реализации данной программы являются: беседы, индивидуальная и групповая работа, коллективно-творческая работа, дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстрации, схемы, мнемотаблицы, наблюдения, игры-задания, родительские собрания, выставки. Для развития речи я использую
• артикуляционная гимнастика
• пальчиковые игры
• игры на развитие физического слуха
• упражнения на звукоподражание
• рифмованные загадки
• стихи с движениями
• чистоговорки
Различные приемы по бисероплетению интегрируются практически со всеми образовательными видами деятельности («Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Социализация. Бисероплетение для дошкольников используется как дополнительное средство развития связной и устной речи. В процессе бисероплетения активно развивается мелкая моторика рук, что активизирует зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи. Кроме того, данная работа становится основой для дальнейшего освоения ребенком навыков рисования и письма.
Научившись собирать бусы из крупных, ребристых бусин, стали переключаться на крупный бисер. Просто бусы собирать было уже не интересно, тогда стали плести браслетики. Дети, у которых из крупного бисера получалось хорошо, переходили на мелкий. Большим достижением стало для детей то, что первоначально они не могли справиться с бусиной, а затем виртуозно справлялись с мелким бисером.
На занятиях кружка мы стали плести на проволоке более сложные фигурки. Каждому ребенку я нарисовала разноцветные схемы фигурок. Детей научила пользоваться схемой, научила фантазировать; они знают, что можно цвета брать какие нравятся и форму можно тоже изменять.
На кружке давала попутно речевой материал. Заучивали не сложные стихотворения по данной теме. Дети выполняли пальчиковую гимнастику, играли. Сопровождала пословицами; между делом их разбирали. Пословицы такие как: «поспешишь, людей насмешишь», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т. д., в данный момент были актуальны, так как касались их деятельности. После этого дети стали использовать многие пословицы в своей речи, общаясь со сверстниками.
Я в свою очередь заметила, что прогресс пошел и в речевом развитии. Проведя мониторинг в конце учебного года, дети, посещающие кружок показали хорошие результаты, и по образовательной программе все вышли на высокий уровень. Дети стали усидчивыми и более собранными. Графиеские навыки были лучше. Конечно, было радостно, что дети были так увлечены, и у них все получалось, они видели себя успешными.
С детьми на кружке мы сделали много картин, какие-то остались в саду, какие-то унесли домой, еще делали картины на городскую выставку, подарки на праздники. Кроме бисера дети хорошо овладели техникой плетения пайетками. И мы с детьми нашего кружка оформили большое дерево- «Цветущая яблоня». В дальнейшем наша работа участвовала на городском конкурсе «Первоцветы».
Таким образом, бисероплетение – это развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания и памяти; для детей переросло в большое и полезное увлечение.
В перспективе по данному направлению,для работы с более сложными элементами и схемами, я планирую в свои занятия привлечь и родителей. Устраивать мастер-классы, ведь нет ничего приятней для ребенка, как вместе заниматься, и радоваться достигнутому.