Татьяна Вокуева
Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе. Работа с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодам развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Основной целью диагностики психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации детей.
Публикация «Из опыта работы „Диагностика психологической готовности к школе, Работа с родителями“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Выделяют несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе – личностная готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность (произвольная сфера).
Личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Мотивационная готовность. Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться, потому что у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения, и потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребёнка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учёба, режим школьной жизни.
Отсюда были выбраны наиболее информативные, прогностические и вместе с тем достаточно удобные для использования диагностические методики:
1. СТШЗ Керна – Йерасека – выявление уровня психомоторного развития, развития зрительно-моторной координации;
2. «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, И. А. Давыдова – выявление уровня умения ориентироваться на указание взрослых и работать самостоятельно;
3. «Мотивационная готовность» А. Л. Венгер – выявление сформированности (несформированность) учебной мотивации;
4. Методика Банкова (модификация) – выявление уровня психосоциального развития, уровня школьной зрелости;
5. «10 слов» А. Р. Лурии – выявление уровня развития механической кратковременной и долговременной слуховой памяти;
6. «Закончи предложение» – выявление уровня развития словесно-логического мышления, способность устанавливать причинно-следственные связи в предложении;
7. «Четвёртый лишний» – определение уровня развития логического мышления, обобщения и анализа;
8. «Вырежи круг» – выявление уровня тонкой моторики пальцев рук;
9. «Найди недостающий» – выявление сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор;
10. «Лесенка» – изучение самооценки ребёнка;
11. «На что похоже» – выявление уровня развития воображения ребёнка, оригинальности и гибкости мышления.
Методики «СТШЗ Керна – Йерасека», «Графический диктант» и «Вырежи круг» можно проводить по подгруппам (для экономии времени, все остальные проводятся индивидуально.
Для удобства мной разработана диагностическая карта (см. приложение 1) на каждого ребёнка и все результаты проведённой работы заносятся туда.
Все работы, которые выполняются ребёнком на отдельных бланках (листах) (СТШЗ Керна – Йерасека, графический диктант, «Вырежи круг», «10 слов», «Закончи предложение») прикрепляются (приклеиваются) к диагностической карте.
Результаты по каждому заданию оцениваются в баллах: 2 балла – высокий уровень, 1 балл – средний уровень, 0 баллов – низкий уровень. После проведения диагностики по всем тестам подсчитывается общая сумма баллов и определяется уровень психологической готовности к школе: высокий, средний, низкий.
В нашем детском саду каждый год выпускается по 2-3 подготовительные группы, в каждой группе по 20-23 человека, и одна группа компенсирующей направленности, где количество деток 6-7 летнего возраста доходит до 10 человек. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Повторное обследование ведется по тем же методикам с целью проверки эффективности коррекционной деятельности. Полученные результаты позволяют выбрать необходимое направление коррекционно-развивающей работы с детьми индивидуально или по подгруппам.
После проведённой диагностики и обработки результатов я приглашаю на консультацию воспитателей групп и родителей.
После первичной диагностики воспитателям каждой группы даются рекомендации, где прописаны необходимые темы бесед, игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, на формирование «внутренней позиции школьника» (учебная мотивация). В рекомендациях так же прописаны фамилии тех детей, которые показали более низкий уровень готовности к школе, с целью больше уделять внимание на занятиях (проводить индивидуальные занятия) с этими детьми.
Консультации с родителями проходят индивидуально. Для каждой группы я выделяю дни и время. Для удобства делаю объявление в каждой группе, примерно такого плана «Уважаемые родители! С Вашими детьми была проведена первичная (вторичная) психолого-педагогическая диагностика. Кто желает узнать результаты, можно записаться ниже, выбрав удобное для Вас время и день. Необходимо написать фамилию, имя ребёнка». На обсуждение результатов на одного родителя выделяю 15-20 минут, в день могут прийти до 5-6 человек. Время указываю вечернее (с 17.00 до 18.30) Заранее я уже знаю, кто придёт на консультацию и в какое время.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Подготовительная к школе группа
Дата___Группа___
ФИО ребёнка___
Дата рождения___ Возраст___
субтесты протокол оценка примечания
Тест Керна-Йиерасика 1. надпись 2. точки 3. человек Отвлекаеться (да, нет, рука (левая, правая, темп (быстро, медленно)
Графический диктант 1. 2. 3. Умение ориентироваться (да, плохо, нет)
Нажим (сильно, слабо)
Умение держать карандаш
Мотивационная готовность (Венгер) 1.
2. 3.
4.
5. 6.
7.
8. 9.
Степень психосоциальной зрелости (Банков)
1 5 9 13 17 21
2 6 10 14 18 22
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20
10 слов (Лурия)
(память) Кратковр.
Долговрем Лишние слова
Устал (да, нет)
«Закончи предложение» (словесно-логиче-ское мышление) 1.
2.
3.
Грамотно составлены предложения
Не грамотно
«На что похоже» (воображение) 1.
2.
3.
«Вырежи круг»
(мелкая моторика
Уверен, неуверен в работе
Аккуратно, неаккуратно
«Найди недостающий»
(логич. мышл-е) Сколько признаков учитывает при сравнении
«Лесенка» (самооценка) Реб. мам пап Вос 1 Вос 2
4 лишний
(логич. мышл-е, обобщение, анализ)
анализ обобщение
1 2 3 1 2 3
4 5 6 4 5 6