Сухоставская Светлана
Отчет «Индивидуальная работа инструктора по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
«Индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья инструктора по физической культуре в ДОУ»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Сухоставская С. А.
МБДОУ ДС «Белочка»
г. Тарко - Сале
Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
Толстой Л. Н
Публикация «Отчет „Индивидуальная работа инструктора по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Дошкольное детство – особый период в жизни ребенка. Именно в это время закладывается фундамент здоровья будущего взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. А. В. Луначарский
В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья ребенка. Поэтому планирую и веду индивидуальную работу с детьми с ограниченными возможностями, посещающими наш детский сад.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются во внимательном отношении и в индивидуальном подходе при выборе видов деятельности на занятии. Работа с такими детьми требует огромного терпения, сил и веры в раскрытии физических возможностей ребёнка. Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают физкультурные занятия. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, имеется также музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска.
Чтобы поддерживать в детях интерес, мной разработано большое количество вариантов проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Физкультурные занятия: традиционные, сюжетно-игровые, игровые (на основе подвижных игр, игры-эстафеты, игры с элементами спорта, на тренажерах, по интересам детей (на свободном выборе движений, эвритмическая гимнастика (оздоровительно-развивающая гимнастика, основанная на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, элементов аэробики.
цель работы с детьми ОВЗ:
Коррекция укрепления физического развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, формирование у детей с ОВЗ осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Поставила перед собой следующие задачи:
• укрепление здоровья дошкольников,
• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата,
• развитие функциональных систем организма,
• развитие двигательных качеств,
• развитие координационных способностей, развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания.
Алгоритм работы по физической культуре с детьми с ОВЗ:
• Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих ДОУ;
• Разработка и реализация ИОМ, плана индивидуальной -коррекционной работы по физическому развитию ребенка в ДОУ и семье;
• Систематическое проведение необходимой образовательной работы по физическому развитию с детьми с особыми образовательными потребностями;
• Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ;
• Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по вопросам физического развития;
• Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями, определение степени освоения ООП, дополнительных программ физического развития.
Ребенок с инвалидностью может быть столь же способным и талантливым, как и его сверстники, у которых нет проблем со здоровьем, но чтобы открыть свои таланты, развить их, принести им пользу общества, ему мешает неравенство возможностей.
Формы организации физического развития с детьми с ОВЗ:
• занятия (разного вида – традиционные, комплексные, интегрированные, фронтальные, подгрупповые и индивидуальные, и пр.);
• подвижные и малоподвижные игры, музыкальные упражнения, игры - эстафеты и пр.
• утренняя гимнастика с предметами, без предметов, ритмическая гимнастика «музыка фоном»);
• Спортивные развлечения, праздники.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У детей с ограниченными возможностями слабо развита координация движений, изменен мышечный тонус. Поэтому педагог применяет следующие коррекционно - развивающие и здоровье сберегающие образовательные технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
• Ритмопластика - в ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой.
• Пальчиковая гимнастика - является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогают снять напряжение:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковые игры со стихами, потешками, скороговорками.
• Дыхательная гимнастика - дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет;
• Корригирующая гимнастика – это виды гимнастики, которые зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка;
• Релаксация - помогает расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Технологии обучения здоровому образу жизни
• Непосредственно - образовательная деятельность - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагога, направленное на достижение целей здоровье сбережения и здоровье обогащения;
• Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями - поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду;
• Проектная деятельность - процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Коррекционные технологии
• Кинезиологическая гимнастика - активизирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения;
• Психогимнастика - мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя изображать на лице ребенка различные эмоции, способствует у него развитию не только мимической, но и артикуляционной моторики;
• Элементы логоритмики - способствуют развитию рече двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению;
• Фонетическая ритмика - соединение работы рече двигательного и слухового анализаторов. Формирование естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной; Развитие слухового восприятия и использование его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков;
• Мнемотехника - обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Для реализации коррекционно - развивающих и здоровье сберегающих технологий используемых мною в работе наш музыкально - спортивный зал оснащен всем необходимым оборудованием в соответствии с ФГОС ДО. Вместе с родителями и детьми мы изготовили много интересного спортивного и нестандартного оборудования, такое оборудование вносит в каждое занятие элемент новизны. Ребята с большим интересом и желанием идут в спортивный зал, где есть гимнастические стенки, скамейки, лестницы, маты, мешочки, мишени для метания, дуги для подлезания, верёвочная лестница, канат и. т. д. Так же есть тренажёры: «Велотренажёр», «Бегущий по волнам», батут. Для обучения детей спортивным играм имеется баскетбольный щит с кольцом, наборы для игры в бадминтон, теннис, волейбол, футбол, хоккей, кольцеброс, лыжи. Имеется также нестандартное оборудование: дорожка следы и дорожка лесенка для ходьбы и прыжков, дорожка из пробок, массажёры для тела, стоп. солнышко из ленточек для прыжков, для развития координации одноразовые стаканчики с веревочкой и прикрепленным теннисным мячиком и. др. Для закаливания и ежедневного массажа стоп имеется массажная дорожка, коврики с пуговицами, коврик со следочками.
Работе с родителями детей с ОВЗ уделяю достаточно большое внимание. Разработала систему мероприятий, к которым относятся: физкультурные досуги, праздники, беседы, а так же открытые просмотры, консультативные встречи, интерактивное общение на форуме, проектная деятельность, совместные мастер-классы. Такие формы работы позволяют детям с особыми возможностями здоровья и их родителям полноценно адаптироваться в обществе.
Положительные результаты деятельности:
• Воспитание у детей интереса и любви к физкультуре;
• Улучшение результативности в физическом развитии детей с ОВЗ, освоении ООП, дополнительных образовательных программ;
• Организация коррекции имеющихся недостатков развития воспитанников ДОУ с ОВЗ, адаптация и социализация их в обществе.
Физическое развитие влияет на интеллектуальное и эмоциональное развития детей. Использование великой двигательной деятельности в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо, так как приносит хорошие результаты. А сочетание методов физического развития с разнообразными игровыми и психотерапевтическими техниками усиливает положительное воздействие.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно физкультурных занятий в позитивных изменениях в состоянии ребенка.