ТАТЬЯНА КРАВЕЦ
От шнуровки к вышивке
▼ Скачать + Заказать документы
Мое хобби – вышивка крестом – родом из детства, от бабушки и мамы.
Поэтому обучение детей вышивке стало первоочередной задачей.
Вышивание приносит мне огромное удовольствие, дает возможность украсить дом, обстановку, а также является дорогим подарком.
Мои работы и совместные работы с родителями стали призерами в различных конкурсах – гордость нашей группы (украсили стены в групповой комнате).
Публикация «От шнуровки к вышивке» размещена в разделах
Это хобби объединяет людей с самыми разными интересами, позволяет дружить и общаться даже на расстоянии.
Вышивка стимулирует интеллектуальное развитие.
Занятия по вышиванию - это средство всестороннего развития ребёнка – развития мыслительных способностей и развития творческого потенциала детей, мелкой моторики пальцев рук, мышц кистей рук; позволяет само утверждаться, проявлять индивидуальность и получать результат своего творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
В ряде методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, говорится, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией, но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Программа обучения вышивке крестом рассчитана на 2 года с детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовить детей к занятиям вышивкой крестиком, сформировать желание научиться вышивать позволяет игровая форма обучения с детьми младшего и среднего возраста - игры-шнуровки.
Цели программы:
1. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию речи ребенка, воспитывает терпение, приучать к аккуратности, точности, при этом развивается зрительное, тактильное восприятие, формируется пространственная ориентировка.
2. Развивать у детей художественный вкус (уметь видеть наилучшее сочетание цветов, конструктивное мышление, память.
3. Учить детей создавать композицию.
4. Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закреплять представления о цвете, формировать осознанное отношение к порядку выполнения работы.
5. Учить детей работать со схемой, дополнять или изменять её, составлять свою.
6. Научить детей радоваться, видя конечный результат свой работы
7. Подготовить детей к занятиям вышивкой крестиком, формировать желание научиться вышивать.
Задачи программы:
1. Формирование положительной мотивации к труду и развитие творческих способностей.
2. Обогащение речи детей, расширять словарный запас.
3. Развитие зрительного и цветового восприятия, воображения, речи, внимания.
4. Развитие ловкости, умение управлять своими движениями.
5. Формирование положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
6. Развитие сенсорного воспитания, глазомера, логического мышления.
7. Воспитание волевых качеств (усидчивости, трудолюбие, сосредоточенности, умение доводить начатое дело до конца).
8. Развитие воображения, наблюдательности, неординарного мышления, внимательности.
9. Воспитание чувства коллективизма, нравственно-этические нормы межличностных взаимоотношений.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями.
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, практические, наглядные.
Идею развивающей игры -шнуровки много лет назад придумала и воплотила в жизнь Мария Монтессори, автор популярной развивающей методики, названной в честь ее имени методикой Монтессори. С тех пор занимательные игры шнуровки пользуется популярностью среди взрослых и детей во всем мире.
Игра-шнуровка помогает развивать мелкую моторику, глазомер. А также игры – шнуровки развивают усидчивость, терпение.
В играх-шнуровках ребенок учится складывать пальчики пинцетом, щепотью, разрабатывает кисть руки и координацию движений. А значит, научится без труда справляться с настоящими шнурками.
Игра-шнуровка улучшает координацию движений, гибкость кисти и раскованность движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи. Речевой центр связан с центром верхней конечности руки, и поэтому правильное развитие руки благотворно отзывается на развитии детской речи.
В процессе игры ребенок осваивает различные способы шнуровки - просто стежки, стежки крест-накрест. Малыш научиться накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и пришнуровать, завязывать бантики.
Игра-шнуровка учит внимательности и аккуратности - у каждой детали есть свое место, в процессе ребенок обретет навыки конструирования, составления орнаментов, начнет с большей легкостью ориентироваться на плоскости.
Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета, она развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Можно использовать игры-шнуровки при закреплении изученных букв и слогов.
При помощи шнуровки можно обучать ребенка счету, развивать логику, познакомить с новыми понятиями. Шнуровка отличная возможность изучить с ребенком цвета, цифры, формы.
Возможность самостоятельно подбирать цвета и оттенки, что способствует не только освоению понятий цвет и форма, а также развитию фантазии и самостоятельности.
С помощью сюжетных шнуровок ребенку предлагается завершить картину, например, разместив на грибочек бабочку или листик, посадить грибок на травку и т. д. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение вазы с букетом, домика, ежика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали. Малыш во время игры проводит шнурок через все отверстия. С помощью шнурков можно вышивать растения, животных, предметы, технику, архитектурные сооружения и многое другое.
Ребенок осваивает разные способы шнуровки — простые стежки, стежки крест-накрест, швейные движения - шнурочек ныряет в дырочку и выныривает обратно, причем надо обратить его внимание, что выныривать он должен не через край, не произвольно, а в соседнюю дырочку или дырочку наискосок. Научится накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать, завязывать бантики. Помните, что вторая часть — работы — отшнуровать детали — не менее, если не более сложна, чем первая.
Для создания сюжетных контурных рисунков можно использовать два различных приема закрепления шнурка.
Стежки, соединяющие два отверстия, находящихся на любом расстоянии друг от друга. Это позволяет создавать только прямые линии.
Закрепление одного шнурка на поверхности планшета с помощью другого. Закрепляющий шнурок продевается в отверстие, обхватывает закрепляемый и снова продевается в то же самое отверстие (так шьет швейная машинка). Это позволяет создавать не только прямые, но и изогнутые линии, что значительно расширяет возможности для творчества.
Ребенку предлагается просто просовывать шнурок в дырочки, это упражнение очень хорошо развивает координацию движений. Затем, если ребенок уже знает начальный счет, можно попросить его продеть шнурок через 2 дырочки, через 4 и т. д. научить ребенка шнуровать так как это делается с обычной обувью. можно предложить ребенку самостоятельно завязать бантик.
Важно предложить ребенку попробовать свои варианты шнуровки (собрать свой узор). Это положительно отразится на творческих способностях малыша. В этом может помочь шнуровальный планшет.
Шнуровальный планшет это полноценный конструктор. Шнуровальные планшеты позволяют вышнуровывать на плоскости контурные изображения различной тематики и степени сложности. Совместно с родителями можно сделать два вида планшетов.
Создавая планшеты и сюжетные картины (пособия) своими руками мы можем выбирать любые темы и направления в обучении дошколят, развивая и поощряя творческие способности.
Литература:
1. Сайт — «Мамаделки. ру».
2. Домашняя школа Монтессори, сенсорное развитие. Издательство: Карапуз
3. Изготовление шнуровочных планшетов своими руками.
https://olesya-emelyanova.ru/igry_svoimi_rukami-shnurovalnyj_planshet.html
4. Изготовление игр-шнуровок своими руками.
https://semejnyj-dosug.ru/igra-shnurovka-svoimi-rukami.html
https://deti-burg.ru/razvivayushhie-igryi-2/igrushka-shnurovka
https://ahdetki.ru/games/2012/07/04/shnurovki-dlya-razvitiya-motoriki-u-detey-svoimi-rukami.html#axzz3TXQkrRB9
https://novorozhdennyj.ru/igrushki-svoimi-rukami/shnurovka-dlya-detej-svoimi-rukami-dostochka-dlya-shitya/
5. Т. И. Еременко "Иголка-волшебница", Москва, Просвещение, 1988
6. Энциклопедия по шитью и рукоделию.