Получи документы

Игра-викторина «От маковки до пят избы красные стоят»

Наталья Климова
Игра-викторина «От маковки до пят избы красные стоят»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – викторина «От маковки до пят, избы красные стоят».

Воспитатель: Климова Н. В. МБДОУ№386

Нижний Новгород.

Задачи:

- Закрепить элементарные знания об истории и быте русского народа.

- Развивать и обогащать словарь детей через ознакомление с бытом людей.

- Развивать речь, память, мышление, активизировать словарь.

- Воспитывать интерес к жизни наших предков.

- Воспитывать уважение и интерес к истории Нижегородского края.

Материал к занятию:

- создание мини музея в группе,

Публикация «Игра-викторина „От маковки до пят избы красные стоят“» размещена в разделах

- выставка предметов народных промыслов – хохлома,

- музыкальные инструменты: шумелки, трещётки, свистульки и т. д. ,

- костюмы, вышивки.

- альбомы по данной теме, книги, иллюстрации,

- старинные предметы быта: ухват, чугунок, коромысло, и т. д.

Словарь: изба, горница, красный угол, бабий кут, ларец, ухват, коромысло, чугунок, передник, подол, порты, туясок, зипун, кафтан, лапти, душегрейка, уста, чело, очи, перста, рубить, запрягать, ткать, сеять, ковать…

Ход занятия:

Добрый день, ребята! Согласитесь, как интересна наша жизнь. Каждый день вы узнаёте что-то новое, занимаетесь любимым делом, ходите в детский сад, общаетесь и конечно, мечтаете о будущем. Я же хочу пригласить вас в прошлое, в те времена, когда на земле жили наши предки: прабабушки и прадедушки. Наша судьба неразрывно связанна с судьбой нашей Родины России. Мы с вами должны знать её историю. Интересно же узнавать, как жили раньше люди на Руси! Чем занимались, мечтали, думали, как одевались?

…Очень часто за событиями дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

И хоть, более, привычней

Нам полёты на луну

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Предлагаю вам сыграть в игру- викторину «Как жили люди на Руси». Для этого надо разделиться на две команды: сударушка и лебёдушка. Викторина напомнит нам спортивное состязание, но вы будете соревноваться не в силе и ловкости, а в знаниях- кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы будет оценивать жюри.

1 тур. Записка из ларца.

-Какие мастера, славились ранее на Руси? (Плотники, кузнецы, ткачи)

- Внимание на экран ( картинки: избы, терема, лавки, столы)

-Как называют мастеров, построивших всё это? (Плотники)

-Как назывались плотницкие инструменты? (Топор, долото, пила, стамеска)

Рассказы детей.

1. Из простых пород дерева, простыми инструментами плотники строили деревни и целые города.

2. Плотники строили избы и терема. Украшали их резьбой.

- Что украшали мастера на внешней части дома? (Крылышки у крыши, ставни, заборы, ворота.)

- Какие элементы для украшения они использовали и что это означает?

Ответы детей:

Круг – это солнце, связанное с мечтой. Дуга- радуга, тепло, лето. Мастера выполняли эту работу стамеской.

- Чья команда лучше прочтёт стих-е о мастерах?

1. И с рубанком и пилой я умею обращаться

И гвоздями с молотком очень просто управляться

Я по дереву работник, кто такой я?. Плотник.

2. Как на нашей улице мастера живут

Своим трудом любуются, радость нам несут

Пока жюри подводит итоги первого тура, ребята исполнят рус. нар. песню «Посмотрите, как у нас-то в мастерской».

2 Тур.

Посмотрите на экран. (Картинки с изображением печи).Зачем нужна была печь?

Кто её складывал? В каких сказках упоминается о печи?

Ответы детей:

Мастер, который складывал печи, назывался печник. Он пользовался большим почётом. Печь складывали из кирпича, сверху обмазывали глиной. Русская печь обогревала дом, на ней готовили еду, сушили одежду. Любили печь и старики, и дети.

Уголок хозяйки, где она готовила еду, назывался бабий кут- кухня.

О русской печи говорится во многих сказках: «Гуси- лебеди», «По щучьему веленью»

На экране картинки с изображением различной посуды. (Ковши, горшки, плошки, миски)

Вопрос: Назовите, как назывались мастера, делавшие такую утварь и из чего?

Ответы детей:

Эту посуду делали гончары, из глины, на вертящемся круге. Наносили красивые узоры пальцем и тонкой палочкой. Обливали глазурью, затем обжигали в печи, чтобы посуда была крепкой и красивой.

На топтале был

На кружале был

Домой пришёл-

Семью кормил…глиняный горшок.

На экране изображения предметов сделанных из железа.

Ребята, как назывались мастера, которые делали все эти предметы?

Во-ку, во-кузнице

Во кузнице молодые кузнецы

Они куют приговаривают

Чеботами приколачивают.

Пламя, искры, раскалённого металла- это всё происходит в кузнице. Куют кузнецы посуду: ножи, ложки. Орудия труда: топоры, косы, подковы, серпы. Оружие и доспехи: кольчуги, мечи, шлемы. Кузнецов ещё называют литейщиками. Они отливают колокола и пушки. (Слышан звон колоколов)

Воспитатель читает:

Колокола! Ваш звучный звон

Живёт в нём радость, клич и стон

Как отголосок жизни бывшей.

Пока жюри подводит итоги мы поиграем в игру «Колокольчик».

3 Тур. «Записка из ларца»

Воспитатель:

Роспись хохломская, словно колдовская

В сказочную песню просится сама,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы расположенные на полочке.

- Где делали эти предметы?

- Из чего они сделаны?

- Как называют узор, которым они украшены?

- Из каких элементов состоит узор?

Ответы детей:

Это хохломские изделия- блюдо, ложки, супница…Делали их из дерева в Семёнове. Они украшены необычными узорами: ягодами (смородина и клубника). Листочками и травкой (реснички, завитки, усики, осочки).

Утка-солонка, братина, ваза- всё это хохлома. Художники наносили узор, покрывали

лаком, закаляли предметы в печи. Посуда за счёт красок и жара печи становилась золотой. Её так и называли золотая хохлома.

Дети читают стихи.

Разные ложки и ковши и плошки

Ты разгляди-ка не спеши

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красы.

***

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Жюри подводит итоги. В это время конкурс для зрителей «Умелые руки не знают скуки».

Воспитатель: Вам гости, ребята загадают загадки о художественных промыслах. О каком из них пойдёт речь?

1. Весёлая белая глина, кружочки полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски

И всадники и ребятня.

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я?

(Дымковские игрушки)

2. Снежно белая посуда.

Расскажи-ка ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела-

Голубыми, синими, нежными, красивыми

(Гжельская роспись).

3. Из липы доски сделаны и прялки и лошадки

Цветами, разрисованы,

Как-будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар птицы ввысь летят

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

(Городецкая роспись).

4. Тур.

Воспитатель загадывает загадку.

Горит дорожка два вышитых конца

Помойся хоть немножко

Испачкаешь меня.

(Полотенце).

Особенно нарядным это полотенце делает вышивка.

Вышивка - одно из самых любимых видов народного искусства. Много обычаев связано с одеждой. На протяжении веков она менялась. Посмотрите на экран.

(На экране изображения одежды русских людей).

- Что носили наши предки в те далёкие годы?

- Что обязательно должно было быть в одежде русского человека?

- Что такое оберег?

Ответы детей.

Главной одеждой русского человека была рубаха с глухим воротом и длинными рукавами. Рукава и ворот рубахи были украшены узорами. На праздники надевали богато расшитую рубаху и порты.

Сарафан - женская одежда. Обязательным предметом был фартук. По нему можно было узнать из какой деревни женщина и сколько у неё детей. Если на фартуке петушки, то это сыновья, если курочки, то дочки. Пояс – главный элемент одежды. Если у человека не было пояса, то его считали беспутным, бродягой.

Воспитатель.

- Что такое оберег?

Это яркая вышивка по краям одежды – по подолу, на рукавах, на воротнике.

Как Матрёна одевалась

В сарафанчик наряжалась

Как Матрёна заплеталась

Да платочком покрывалась.

Воспитатель.

- Назовите головные уборы, которые носили русские люди.

Дети называют: кокошник, повязка, соборник, сорока с мохрами…

На экране изображения головных уборов.

Воспитатель: Русские люди считали, что головные уборы связаны с небом, поэтому их украшали определё нной символикой: солнце, птицы, использовали нити украшения.

Воспитатель.

- Что такое, панево? (Юбка из трёх клиньев, у тали поясок).

- Что такое, душегрейка, епаночка, зипун, кафтан? (Епаночка- короткая кофточка. Зипун – одевали мужчины под кафтан на рубаху. Душегрейка - клешёная кофточка, для женщин).

- Что было, самым дорогим в русском костюме? (Пуговицы. Их делали из дорогих камней из золота, серебра, хрусталя, железа размером с куриное яйцо. Чем дороже пуговица, тем богаче человек).

Жюри подводит итоги.

Воспитатель.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси, родной, умельцах

На весь мир молва идёт.

5. Тур. По одежде встречают, по уму провожают.

Воспитатель.

Ребята, продолжите пословицу.

Куй железо…пока горячо.

Один в поле…не воин.

Что посеешь…то пожнёшь.

Век живи…век учись.

Слово не воробей…вылетит, не поймаешь.

Не спеши языком…торопись делом.

Под лежачий камень…вода не течёт.

Не имей сто рублей…а имей сто друзей.

Воспитатель.

Ребята, объясните смысл пословиц.

Труд человека кормит, а лень портит.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Кто не работает, тот не ест.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Как аукнется, так и откликнется.

Поспешишь, людей насмешишь.

Делу время, а потехе час.

Кончил дело, гуляй смело.

Воспитатель.

Сколько лет прошло, столетий, со времён возникновения этих пословиц, но они до сих пор живут и дарят нам свою мудрость.

На каком языке, мы с вами разговариваем? (На русском).

-Да, а в старину русские люди говорили на церковно – славянском языке. Ребята попробуйте понять смысл слов, которые я вам сейчас назову.

Чадо – сын, чело – лоб, очи – глаза, сечево – топор, глаголить–говорить, прилежать – трудиться.

Воспитатель обращает внимание детей на блюдо, на котором находятся яблоко. Каравай, верёвочка, пёрышко. Простые предметы вдохновляли наших предков на создание крылатых выражений.

Сколько, верёвочке не виться, а конец будет. (Когда-нибудь самая длинная нить заканчивается, так и ложь станет известна).

На чужой каравай, рот не разевай. (На чужое не надейся, не рассчитывай).

Яблоко раздора. (Причина спора).

Ни пуха - ни пера. (Пожелание успеха, удачи).

Жюри подводит итоги, объявляет победившую команду.

Воспитатель.

Жизнь наших предков была не лёгкой, не было таких чудес техники, какими пользуемся мы с вами. Но они жили, умели работать и отдыхать, радовались и грустили, верили в чудеса, добро и его победу над злом. Своими поступками, примерами своей жизни они напоминают нам, во имя чего мы родились на свет: во имя добра.

Варя - …Россия, Русь моя!

Как же мне не гордиться тобой и твоей необычной судьбой.

Я горюю, когда опечалена ты

А улыбка моя от твоей доброты

Ты, Россия, как совесть, как солнце для нас

Каждый день, каждый час.

Л. Хаустов.

Публикации по теме:

Игра-викторина «Путешествие в Мир сказки» для детей 5–6 летИгра-викторина «Путешествие в Мир сказки» для детей 5–6 лет Игра-викторина на тему: «Путешествие в Мир сказки» Возрастная группа: 5-6 лет Цель: Обобщение знаний детей о мире сказок и мультфильмов.

«Стоят березки русские». Коллективная работа в рамках проекта «Тайны русской березы» (средняя группа)«Стоят березки русские». Коллективная работа в рамках проекта «Тайны русской березы» (средняя группа) Подходит к концу учебный год, а с ним и наш последний в этом году проект "Тайны Русской березы". Одним из заключительных этапов проекта.

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал» Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом – Южный Урал» Игра является ведущей деятельностью детей.

Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия» Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия» Цель: формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского.

Игра-викторина «Россия — Родина моя!» Цель: Развивать у детей чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: • Обобщить и систематизировать знания детей.

Игра-викторина «Умники и умницы» для детей 5–7 летИгра-викторина «Умники и умницы» для детей 5–7 лет Игра-викторина "УМНИКИ И УМНИЦЫ"для детей 5-7 лет. Игра предназначена для небольшой компании от двух до шести человек. Задачи: -систематизировать.

Конспект НОД «Быт русской избы»Конспект НОД «Быт русской избы» Конспект НОД "Быт русской избы" Цель: формирование у дошкольников представления о русской избе, как традиционном жилище русского народа.

Конспект познавательной прогулки «На чудном фоне голубом стоят все в инее берёзы»Конспект познавательной прогулки «На чудном фоне голубом стоят все в инее берёзы» Конспект познавательной прогулки "На чудном фоне голубом стоят все в инее берёзы" Цель: продолжать знакомство с деревом, ставшим символом.

Настольная дидактическая игра «Летние шашки «Божьи коровки»: красные против зеленых» из природного материалаНастольная дидактическая игра «Летние шашки «Божьи коровки»: красные против зеленых» из природного материала Актуальность. Эта увлекательная игра помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость.

НОД в старшей группе «Мир русской избы»НОД в старшей группе «Мир русской избы» МИР РУССКОЙ ИЗБЫСлава нашей стороне, слава нашей старине. И про эту старину я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли о делах родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-викторина «От маковки до пят избы красные стоят»
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 15:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-викторина «От маковки до пят избы красные стоят»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Климова (УИ 2490309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД