Сердитых Анна
Консультация «Осознание звуковой стороны речи дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Первоначальные задачи обучения детей грамоте определяется той материальной действительностью языка, с которой оперирует читающий, и, теми действиями, которые он должен совершать, чтобы овладеть чтением и письмом. Читающий действует со звуковой стороной, фонемной системой языка. В буквенной же модели каждого слова закодирован определенный набор фонем, который нужно раскодировать и правильно воссоздать-прочитать слово. Следовательно, чтение и письмо это процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели без правильного воссоздания звуковой формы слова невозможно понять читаемого, нельзя грамотно писать.
Публикация «Консультация „Осознание звуковой стороны речи дошкольниками“» размещена в разделах
Формирование у детей широкой ориентировки в звуковой стороне речи с целью осознания звукового, фонемного состава языка- это будет первоначальная задача обучения детей.
У дошкольников спонтанно не формируется ориентировка в звучащей речи, которая могла бы стать предпосылкой успешного овладения грамотой. Нужно специальное обучение, и начало его должно совпадать с тем возрастом детей, когда начинают проявлять наибольший интерес к звуковой стороне речи. Таким возрастом является пятый год жизни. Детей четырех-пяти лет привлекает фонетическая точность слова, его звучание. Они начинают замечать неправильное произношение как в собственной, так и в чужой речи, пытаются дать образец правильного произношения, хотя это умение у них еще отсутствует. Но такое отношение к звучащей речи говорит об осознанном стремлении к овладению ею. Этот возраст отличает интерес к словотворчеству, что является наиболее ярким проявлением работы с формой слова, проявлением саморазвития языковой системы.
Чтобы сформировать у детей ориентировку в звуковой стороне речи, необходимо проведение системы речевых занятий, где ориентировочная деятельность ребенка будет специально направлена на овладение звуковой стороной речи.
Основой ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности, способом обследования звуковой структуры слова может служит интонационное выделение звука в слове; именно выделение заданного согласного звука на фоне слитного проговаривания всего слова, чтобы не нарушать звуковую целостность слова.
Но прежде чем формировать у дошкольников ориентировку в звуковой стороне слова, необходимо дать им знания о самом слове как речевой отдельности. Иногда случается, что даже у детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует умение не только выделять определенный звук в слове, но и выделять слово из речевого потока. Они воспринимают речь как единый звукокомплекс. Дети не осознают и значение термина «Слово» хотя часто встречаются с ним в разных ситуациях обучения и общения.
Основу знакомства детей со словом должно составлять называние предметов, их качеств, свойств, составление предложений, самостоятельное называние слов по заданию воспитателя. Обучение лучше всего осуществляется в специальных играх («Поезд», «Зоопарк»). Детей нужно научить произносить слова-названия с разной силой голоса: громко, тихо; в различном темпе: быстро, медленно; с различной окраской голоса: грустно, ласково. Введение упражнений, связанных с бегом, ходьбой, выполнение имитирующих упражнений вносит в обучение оживление и помогает завуалировать основную обучающую задачу-учить правильно называть слова-названия. Особенно этот прием важен в работе с малоактивными. Застенчивыми детьми, с детьми у кого плохая речь.
В процессе обучения нужно использовать своеобразное моделирования, когда в качестве заместителей речевых единиц выступают дети. Игры в которых дети выступают в качестве заместителей речевых единиц, в обучении являются отправным веном в моделировании предложения. Однако в принятии задачи на замещении слов-названий детям может помочь игрушка, которую они держат в руках; но игрушка не может быть использована для моделирования других частей речи, а без этого нельзя научить детей моделировать предложения. Поэтому целесообразно составлять предложения на тему о действиях детей или игрушек, называть качества тех игрушек или предметов, которые предъявлены.
Способом обследования звукового состава слова, выделения звука в слове может выступать особое произнесение слова с интонационным выделением согласного звука. В зависимости от звуковой характеристики звук произносится длительнее всех звуков в слове (ш, с, зь, р, рь) или громче,четче всех звуков (б, вь,г, гь).Такое произнесение слов выступает для детей как довольно сложная задача, которой они овладевают только после многократного образца. Данного воспитателем, и собственного произнесения с помощью воспитателя.
Сначала дети учатся слышать в слове интонационно выделенный звук и сравнивать его со звуком-песенкой, учатся называть выделенный звук так, как он слышится в слове. С самого начала обучения они должны слышать и различать на слух твердые и мягкие согласные звуки : звук «р»-песенка большого мотора, звук «рь»-песенка маленького мотора. Двум способам интонационного выделения звука в слове нужно учить одновременно, чтобы у детей не выработалось стойкого навыка выделять звуки каким-либо одним способом.
Те знания и умения,которыми дети овладевают на данном этапе обучения, подводят их к умению проводить звуковой анализ слов, облегчают овладение грамотой.