Юлия Гладкова
Особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
В продолжении предыдущей статьи об особенностях психического развития детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха наряду с общими для всех детей образовательными потребностями есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.
Публикация «Особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Это обучение должно быть построено особым образом, оно должно предусматривать «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом обусловлены :
- трудностями понимания обращенной речи,
- характером межличностной коммуникации,
- ограничением объема вербальной информации.
Ведущую роль в преодолении последствий первичного дефекта и обеспечении успешности образования детей с нарушениями слуха играет формирование средств речевого общения и познания окружающего мира.
В связи с этим для них к специальным образовательным потребностям относятся :
- слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи говорящего человека;
- мотивированное употребление единиц языка;
- членораздельное, внятное произношение;
- для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи;
- развитие слухового восприятия и его использование в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;
- обучение ориентировке в пространстве при отсутствии возможности свободно воспринимать речевые и неречевые звучания;
- обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками и др.
Реализация образовательных потребностей детей со слуховой недостаточностью предполагает создание для этого специальных условий, обеспечивающих им равные возможности в получении образования.
К таким условиям отно сятся:
- создание современных специальных образовательных программ, соответствующих требованиям Государственного стандарта;
- разработка технологий учебной деятельности с использованием специальных методов, приемов, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на включение всех сохранных анализаторов;
- дифференцированный подход, реализуемый при комплектовании групп учащихся с учетом состояния слуха, речи, познавательных способностей;
- индивидуальный подход к каждому обучаемому, включающий конкретную дозированную педагогическую помощь, специальные методы и средства (в том числе и сурдотехнику) обучения, компенсации и коррекции дефекта;
- целенаправленные формы обучения и воспитания, предусматривающие коррекционные занятия, увеличение объема работ индивидуального и группового характера, используемых для активизации речевого сотрудничества;
- создание адекватной среды жизнедеятельности, соответствующей образовательным потребностям людей данной категории (опора на вариативные формы речи, остаточный слух и др.);
- ведение образовательного процесса сурдопедагогами и его сопровождение специальными психологами;
- предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.