Алисия Мурс
Особенные дети… Билингвальная среда как терапия. Польза в изучении английского языка детям с Синдроном Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня потребность во владении иностранным языком или же
базовым набором фраз остается достаточно высокой ввиду необходимости
передвижения по миру, общения с иностранными партнерами, чтения
иностранной литературы. Владение иностранным языком давно перестало
быть некой роскошью. Иностранный язык на сегодняшний день доступен
каждому, в том числе, и детям с особенностями в развитии. Как справедливо
Публикация «Особенные дети… Билингвальная среда как терапия, Польза в изучении английского языка детям с Синдроном Дауна» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Билингвизм, двуязычие
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2019
отмечает Новикова Н. Б., владение иностранным языком не является самой
целью, общее развитие ребенка – вот что должно вставать на первый план,
на что и должен быть сделан акцент. Ведь изучение иностранного языка не
только тренирует память, а также расширяет кругозор ребенка, развивает
мышление и речь [3].
Международный научный журнал «Синергия наук»
В последнее время все чаще можно столкнуться с таким мнением, что
дети с генетическими заболеваниями (типа синдрома Дауна) практически
необучаемы, не говоря уже об обучении ребенка иностранному языку.
Возможно ли обучить таких детей иностранному языку, и какие методики
применимы в данном случае? Какие особенности развития должны быть при
этом учтены? Давайте попробуем разобраться в данных вопросах.
Профессоры и эксперты речевой и языковой терапии Сью Бакли и
Патриция ле Превост также отмечают в своей работе необходимость
изучения иностранного языка детям с особенностями в развитии, так как, во-
первых, язык, а именно речь, стимулирует работу мозга, а во-вторых,
положительно сказывается на том, как ребенок чувствует себя в социуме,
ведь язык открывает новые возможности [7]. Именно поэтому особенно
важно находить применение новым полученным знаниям и навыкам: искать
любую возможность практиковать язык за границей или искать интересные
знакомства с носителями онлайн. Важно также отметить, что именно детям с
синдромом Дауна важно осмысление практической стороны полученных
знаний. Точнее данное условие является первостепенным.
Рассмотрим, что представляет из себя изучение языка. Изучение языка
представляет собой неосознанную экстернализацию значения, нежели
языковой формы. С другой стороны, изучение языка может быть
охарактеризовано как сознательный процесс, который вступает в действие,
когда обучающийся ставит целью сначала получить знания о языке, затем
использовать приобретённые знания для понимания сообщений,
зашифрованных на изучаемом языке. Кроме того, язык может пониматься
как социальный инструмент, посредством которого является возможным
передавать информацию и оказывать влияние на происходящее вокруг нас. И
дети с особенностями развития могут выучить язык, но таким способом,
который будет соответствовать их когнитивным способностям [1, c. 55].
Международный научный журнал «Синергия наук»
Когнитивное восприятие относится к тому, как человеческий ум
принимает, перерабатывает и извлекает информацию. Данное высказывание
означает, что наш внутренний механизм обучения ответственен за все типы
обучения, включая обучение языку. Та информация, которую дети с
синдромом Дауна принимают, отлична от той информации, которую они в
результате извлекают, главным образом, потому что они не придают
должного внимания вещам, которым их учат с первого раза, как в случае с
обычными детьми. Для детей с особенностями в развитии необходимо
повторять информацию несколько раз [1, c. 55]. Причем важно и то, как
реализуется данный процесс: при обучении и дальнейшем повторении важно
проявлять креативность, «оживлять» обучение, каждый раз придумывая
новые ситуации при изучении той или иной фразы [5].
Рассмотрим овладение разными аспектами языка детьми с
отклонениями в развитии. С точки зрения фонетики такие дети сталкиваются
с проблемами в произношении, главным образом, из-за состояния здоровья и
расстройства речи (что также наблюдается при освоении родного языка). Но
чем раньше происходит знакомство с языком и, соответственно, с
особенностями произношения, тем лучше ребенок освоит правильное
произношение. Но обязательным условием здесь выступает занятие с
квалифицированным специалистом. Освоение манеры и места артикуляции
является для детей с синдромом Дауна долгим процессом, поскольку данный
синдром характеризуется увеличенным размером языка и деформацией
челюсти. Сначала необходима речевая терапия, которая поможет работе
голосовых связок и их правильной вибрации. Затем учащиеся начинают
произносить звуки в местах артикуляции. И только потом может правильно
быть освоена правильная манера артикуляции [2, c. 64].
Рассмотрим обучение языку с точки зрения морфологии. Дети с
особенностями в развитии имеют проблемы со структурой предложения, и
порой кажется невозможным продолжение беседы на каком-либо языке.
Международный научный журнал «Синергия наук»
Таким детям сложно правильно формулировать свои мысли посредством
слов и предложений. Изначально, детям с синдромом Дауна трудно
добавлять морфемы к словам или употреблять вспомогательные слова с
существительными. Например, когда нужно из единственного числа сделать
множественное, они добавляют окончание «S» ко всем словам, включая
такие как «child», «woman» и т. д. (получаем «childs», «womans»
соответственно). Добавляя артикль «A» к таким существительным как «cat»,
«book» и т. д., они добавят его также и к «umbrella» [2, c. 65].
Рассматривая язык с синтаксической точки зрения, отметим, что детям
с синдромом Дауна как никому прежде, трудно использовать в речи сложные
предложения. Комфортно они себя чувствуют, разговаривая фразами или
короткими предложениями, не осложненными сложноподчинительными и
сочинительными связями. Вместо предложения «When she was younger, she
believed in fairy tales» они произнесут «She believe fairy tales».
Обучение письму также не является легким процессом из-за состояния
здоровья и состояния нервной системы. Им трудно правильно держать
карандаш, затем появляются трудности при контроле силы нажима, к тому
же процесс обучения письму замедляется из-за заторможенности движения
рук и кистей. Безусловно, описываемые трудности преодолимы при
грамотном подходе и, что немаловажно, чем раньше мы начнем процесс
обучения и корректировки, тем эффективнее будут наши действия [2, c. 65].
Как отмечает профессор МГУ Стрельницкая, на запоминание одной
фразы может потребоваться от нескольких дней до нескольких недель,
поэтому крайне важно повторять материал несколько раз в день,
сопровождая слова и фразы мимикой и жестами. Так как у таких детей
наблюдается затруднение в абстрактном мышлении, про грамматику на
начальном этапе стоит однозначно забыть. Самый лучший вариант –
внедрение языка в повседневную реальность (пожелания спокойной ночи,
просьбы принести, отдать и т. п.). Как никто другой, такие дети крайне
Международный научный журнал «Синергия наук»
восприимчивы к критике или похвале, поэтому после каждой выполненной
просьбы на английском, важно выражать благодарность и одобрение [5].
Каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая
отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего
участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие.
При общении с ребёнком не употребляем слова “скажи”, “повтори”,
поскольку это может привести к отказу от общения. Гораздо эффективнее
создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать [4].
Детские песенки на иностранном языке также играют немаловажную
роль, так как в них заложена идея повторения слов и фраз. После нескольких
прослушиваний не только обычные дети, но и дети с особенностями в
развитии будут повторять (хоть и частично) текст песни, ведь повтор
является основным средством овладения языком и развития речевой
деятельности в целом [5]. Особенно важен в данном случае психологический
фактор: дети не воспринимают песню как метод заучивания слов и фраз –
пение для них, скорее,– развлечение. Заучивая песни, дети с трудностями в
обучении бессознательно знакомятся с моделями языка, что значительно
облегчает процесс обучения таких детей. Более того, для пения от педагога и
ученика требуется более четкая артикуляция, что вполне может быть
хорошей тренировкой. Такая тренировка крайне важна при обучении детей с
синдромом Дауна (вспомним о речевой терапии, о которой мы ранее
упоминали). Также умение чувствовать рифму – важный навык для детей,
испытывающих проблемы с речевым аппаратом. Более того, через песни
«прослушивается» и ритмический строй языка, что в дальнейшем скажется
на навыке чтения. Как показывает практика, дети, которые регулярно поют
(будь то на родном или на иностранном языке, имеют меньше проблем с
координацией движения, так как пение всегда сопровождается жестами или
движениями под музыку. Весьма полезными в данном случае считаются
песни-считалочки. Песни-сказки помогут детям с особенностями в развитии
Международный научный журнал «Синергия наук»
последовательно излагать факты или события. Важно упомянуть, что пение
может иметь также и оздоровительный эффект: при пении мы тренируем
дыхание (а впоследствии и легкие, что в свою очередь способствует лучшей
циркуляции крови в организме. Пение в группе песен, где одни задают
вопрос, а другие отвечают, не только способствует более глубокому
запоминанию форм вопроса и ответа, но и учит ребят работать в команде и
слышать друг друга. Ведь для детей с особенностями в развитии характерно
неумение слушать других [6].
Подводя итоги, отметим, что крайне ошибочно полагать, что дети с
особенностями в развитии не способны к обучению иностранному языку.
Физиологические и когнитивные особенности являются лишь стимулом для
педагогов к разработке новой, отличной от обычной, методики обучения,
несмотря на то, что и любая методика по обучению детей иностранному
языку может быть легко адаптирована для детей с особенностями в развитии :
упор на повторение, частая смена деятельности, привязанность к бытовым и
понятным ребенку ситуациям, поощрение, обучение говорению посредством
чтения. Не стоит забывать про разработку речевого аппарата и моторики, что
непременно отразиться на успехе в обучении, что, в свою очередь, является
мощным стимулом для ребенка в открытии нового и неизведанного.