Егорова Ольга
Особенности звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В исследовательской работе А. К. Марковой, были выявлены
следующие виды искажения слов:
А. К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой
структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения
согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
Публикация «Особенности звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):
«нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура +
будка.
Наиболее частым дефектом является неправильное воспроизведение
стечений согласных звуков. Чтобы этого не произошло, нужно в раннем
возрасте начать развитие умений слушать, чувствовать и воспроизводить
ритм. Так усваивается ритмическая структура слов.
Основные принципы преодоления нарушений слоговой структуры
слова у детей:
1. У ребенка должен быть сформирован определенный уровнь развития
фонематического восприятия и произносительных навыков.
2. При логопедической работе даются сначала только те задания, где
содержатся слова с верно произносимыми звуками.
3. Обучающий материал нужно постепенно усложнять: слог-слово-
предложение-стихи-рассказы.
4. При коррекционной работе взрослый сначала подает пример
правильного звучания, затем ребенок проговаривает по примеру.
Заключительный этап представляет собой формирование навыков слоговой
структуры слова в самостоятельную речь
5. Наиболее эффективная работа будет достигнута при помощи
зрительных и жестовых символов, звуков.
6. Если ребенку сложно произнести некое слово, то оно произносится в
медленном темпе, с четким разделением на слоги, при одновременном
отхлопывании его слогового контура.
А. К. Маркова подсчитала, что дети с общим недоразвитием речи
гораздо больше сокращают слоги, а не добавляют их. У детей с ОНР
затрудняется воспроизведение слов с более легкими стечением согласных.
Например, в слове гриб расчленено произносится сочетание взрывной-
сонорный (гириб). Она связывает это с несформированностью речевых
систем у детей с недоразвитием речи.
А. К. Маркова выделяет три группы искажений структуры слов:
1. уподобление слогов в слове;
2. перестановка слогов в слове;
3. сокращение стечений согласных.
Первая группа искажений встречается у детей с ОНР на ранних этапах
речевого развития. Дети этой группы характерны лепетные слова,
представляющие собой двукратное повторение одного и того же слога,
например баба-бабушка.
Перестановки слогов типа лепо-поле на ранних этапах овладения
речью у детей не встречаются. Но по мере взросления детей с недоразвитием
речи такие ошибки появляются, число их несколько увеличивается. Обычно
они появляются на фоне уже установленного слогового контура. А. К.
Маркова объясняет это тем, что на ранних этапах речевого развития главное
внимание ребенка с ОНР привлечено к усвоению слогового состава слова.
Для детей с недоразвитием речи характерно упрощение структуры
слогов, их сокращение, что негативно сказывается на понимание речи
ребенка окружающими.
Сокращение согласных подразумевает такие случаи, когда звуки,
доступные произношению ребенка и употребляемые им в ряде слов, в местах
стечений согласных пропускаются: (бука-будка). В данном случае, дети
включают в слово то один, то другой компонент стечения, затрудняясь
именно в их слитном произношении.
Наибольшую трудность для таких детей составляют стечения
согласных, состоящие в начале или конце слова. Особенно ясно это
выражается в тех словах, где есть два стечения –в начале и середине слова:
тогда, как правило, прежде всего упрощается стечение в начале слова:
(«висно»-гнездо).
Проявления нарушений звуко-слоговой структуры слова на
различных уровнях общего недоразвития речи
Первый уровень общего недоразвития речи. У таких детей звукопроизношение резко искажено, у них неустойчивая артикуляция, а также сниженное слуховое восприятие. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева указывают, что звуковой анализ недоступен ребёнку с ОНР 1 уровня. Это невозможность связана с тем, что ребенок просто не понимает задание педагога.
Второй уровень общего недоразвития речи. На этом уровне речевое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей присутствует множество искажений, замен и смешений. Отмечаются трудности звукопроизношения мягких и твердых звуков, звонких и глухих, шипящих, свистящих и аффрикатов. Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова писали, что диагностическим показателем речи детей 2-го уровня является нарушение слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов. Часто наблюдается явление правильного повторения ребёнком трёх - четырёхсложных слов, но в самостоятельной речи дети искажают эти же слова, сокращая количество слогов. Часто наблюдаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов. Дети переставляют и заменяют звуки и слогов, сокращают звуки при стечении согласных в слове (поле -лепо).
Третий уровень общего недоразвития речи. На данном уровне речевого развития звукопроизношение незначительно нарушено. Наиболее часто встречаются свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения. Также часто наблюдается смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. По данным Р. Е. Левиной (1959, на 3 уровне дети пользуются полной слоговой структурой слов. В качестве остаточного явления могут наблюдаться перестановки звуков, слогов и слов (колбаса – «кобалса», сковородка – «соквоека»). В основном, нарушения звуко-слоговой структуры наблюдается при произнесение детьми малознакомых слов. Об этом говорили Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева. Они указывали, что искажения звуко-слоговой структуры слова у детей на 3 уровне отмечаются в иноязычных словах, незнакомых и сложных, а именно длинных и со стечением согласных.
Таким образом, изучая работы ведущих педагогов, психологов и
лингвистов можно убедиться в том, что банальное осознание
фонетических особенностей слов родного языка прямо влияет на развитие
общих речевых умения ребенка, а именно – правильное использование
грамматических структур, расширение словарного запаса, улучшение
дикции и артикуляции. Изначально, термин «звуко-слоговая структура
слова» воспринимался расчленено. Но затем рядом ученых был определен
основной термин «звуко-слоговая структура слова». Под ней
подразумевается характеристика слова с точки зрения количества,
последовательности и видов звуков и слогов, составляющих данное слово.
Важно, когда ребенок с нарушениями речи будет поступать в школу, ему
необходимо прийти не только с фонетически чистой, лексически
развернутой и грамматически правильной речью, но и умеющим читать.
Касательно процесса формирования звуко-слоговой структуры слова, то
он в онтогенезе изучен недостаточно. И. А. Сикорский говорит о том, что
дети преимущественно усваивают либо слоговую структуру слова, либо
звуковую. А. Н. Гвоздев делал акцент на особенности звуко-слоговой
структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных
слогов в ней неодинакова. Т. Г. Егоров утверждал, что успешность
воспроизведения звуко-слоговой структуры слога зависит от сложности
этой структуры. Например, дети часто делают ошибки в словах со
стечением согласных. Первые словесные проявление ребенка с нормой
речевого развития и ребенка с речевыми нарушениями одинаковые - они
выбирают из речи окружающих взрослых те слова, которые доступны их
артикулированию. В норме, звуко-слоговая структура слов формируется к
3 годам.
Аэлита Капитоновна Маркова в своей работе вынесла несколько видов
искажений звуко-слогового состава слова: сокращение числа слогов,
добавление лишних слогов, изменение звуко-слогового состава слова
(замены, уподобления, искажения). Дети с общим недоразвитием речи
чаще сокращают слоги, нежели добавляют. Она так же выделила три
группы искажений слов: уподобление, перестановка и сокращение
стечений согласных. На каждом уровне речевого развития присутствуют
свои особенности и ошибки.