Инна Чиркова
Особенности занятий по физической культуре у детей с расстройствами аутического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день,коллеги!
В своем сегодняшнем обращении я хочу поделиться опытом работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС).
Одно из самых главных нарушений у детей с РаС- серьезное нарушение моторики, которое выражается в виде импульсивных или тяжелых движений, что не позволяет ребенку адаптироваться к стереотипным движениям, наладить свой простой быт.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. Как правило, дети с РАС непластичны, вялы и любые их движения с различным игровым оборудованием заторможены и не скоординированы настолько, что им необходима помощь тьютора для того, чтобы самоорганизоваться. ФК является эффективным методом, который позволяет скорректировать нарушения развития опорно-двигательной системы, социализировать и адаптировать ребенка к окружающему миру и быту.
Основными задачами ФК для детей с аутизмом являются :
развитие способностей к выполнению простых инструкций;
выработка навыков организации движений;
социальная адаптация;
обучение действиям с различными предметами;
обучения перемещающим действиям.
Занятия ФК проводятся с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка.
Я начинаю обучать ребенка упражнениям с момента осознания и восприятия его движений в пространстве. Он учится устанавливать прямой взгляд на инструктора (воспитателя) и наблюдать за окружающими предметами, при опоре на визуальные подсказки. В своей работе я использую как подсказки-карточки (пексы, с характерными и знакомыми видами движений, так и аудио подсказки,на которые ребенок может нажать сам, и услышит команду.
Я начинаю занятие с определенного звукового сигнала, в нашем случае это колокольчик. Каждый участник звонит и передает по кругу колокольчик, в знак того, что занятие началось. Процесс передачи колокольчика несет также и коммуникативную функцию.
Занятие состоит и подготовительной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части сначала задания простые на перемещения, например, марш.
1. Марш
Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Целесообразно предложить ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходить к шагам вперед добавляя к данному упражнению движение рук. Я использую зрительные ориентиры для активного движения рук (например, флажки).Далее идут ОРУ,достаточно простые, показу которых предшествует соответствующая картинка (пекс).
В основной части занятия я использую прыжки на батуте.
Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.
Затем упражнения предлагаются на преодоления препятствий в виде различных предметов. При необходимости используют визуальные подсказки в виде картинок, игрушек и других предметов. Игры с мячом я также использую на своих занятиях. Я начинаю обучение с обычного перекатывания мяча вперед-назад.
Хотелось бы подробно рассказать о тренировки равновесия. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. В своей работе я активно использую надувные полусферы, которые учат удерживать равновесие и ребенок получает сенсорную разгрузку за счет массажного эффекта.
Также можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.
7. Шаги в коробку
Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.
8. Туннель
Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.
В заключительной части занятия я активно использую сенсорную комнату, в ней очень удобно сочетать физические упражнения, которые несут еще и сенсорную нагрузку. Например, камни-утяжелители, которые дети с удовольствием перетаскивают, или приседают с ними.
Для того, чтобы избежать эмоциональной перегрузки. В качестве разгрузки я использую «Яйцо Совы»,в которое ребенок может залезть самостоятельно, и спрятаться, тем самым сделав себе личное закрытое пространство, которое детям с Рас очень и очень необходимо.
Сухой бассейн дети тоже очень любят. Многие зарываются в него лицом, в результате получаем эмоциональный эффект и массажный.
В бассейне дети находятся определенное время, которое замеряется по таймеру. Как только раздается сигнал, они должны оттуда выйти.
Еще один вариант окончания занятий- расслабляющие процедуры, например постановка в круг и включением вибрационного обруча, за который дети держатся обеими руками. Приятные ощущения создает вибрация что влечет успокоительный эффект. Также как вариант я использую пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание.
В целом в чем отличие занятий у детей РАС от обычных групп?Подводя итог, хочу сказать что это в первую очередь индивидуальный подход к каждому ребенку, ограниченное количество упражнений и увеличенное количество повторений, использование сенсорных предметов, упражнения в обруче для определения личного пространства и большее количество упражнений на расслабление.
Занятия на улице также проходят с применением простых доступных упражнений, таких как подлезание через скульптуры, перешагивание, Метание снежком.