Юлия Вахрушина
Особенности экспериментирования в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать (например игрушки, будильник и т. д., переливать воду из одного сосуда в другой, бросать в воду предметы, запускать кораблики и т. д. традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно –исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Малыш начинает сначала бессознательно манипулировать предметами, затем осмысленно бросает игрушки, стучит ими друг о друга, пытается укусить и сломать. Дети много действуют и запоминают, но целенаправленного процесса наблюдения у них нет. Для развития манипулятивной деятельности ребенка взрослый должен обогащать среду различными объектами – как игрушечными, так и настоящими. Все действия – и свои, и ребенка – взрослый сопровождает словами. Их образ ребенок пока не понимает, но запечатлевает звуковой образ слова в памяти и «привязывает» слово к объектам и действиям. На данном этапе ребенок
Публикация «Особенности экспериментирования в группе раннего возраста» размещена в разделах
- манипулирует предметами;
- смотрит, как это делает взрослый;
- начинает запоминать значение некоторых слов.
В дальнейшем манипулирование становится более сложным и управляемым. Малыш начинает выполнять действия по просьбе взрослого, одновременно он должен запомнить слово «Нельзя!», к пониманию смысла которого он должен прийти через собственный опыт. Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому взрослый принимает самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения. Развивающая среда обогащается новыми предметами, обогащается лексикон - ребенок должен понимать почти все слова.
На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Среда обогащается более сложными объектами, взрослый создает условия для развития самостоятельности ребенка, так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словами «Я сам!». Это – основное новообразование данного возраста, имеющее значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом. К концу второго года жизни нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними, иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы, проявляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений. Все организуемые взрослым наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально. Либо небольшими группами.
Дети 3-го года жизни способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы.
Поэтому взрослый берет на себя основную роль, а раннем возрасте детям можно предложить такие опыты как.
Опыты с песком
Опыт №1 «Почему не получился куличик?»
ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»
продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
Опыт №3. «Песок и земля»
ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
Опыт № 4. «Движение песка».
Цель: ознакомление со свойствами песка.
И другие
Опыты с Водой
Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»
Ознакомление со свойствами воды, не имеет форму, может разлиться.
Опыт 2. «Прозрачная вода может стать мутной»
Показать детям, что в прозрачной воде все хорошо видно,а в мутной не видно.
Опыт 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Опыт 4. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»
Опыт 5. «Вода – наша помощница»
Показать детям пользу воды, что мы ей моем, стираем, поливаем.
Опыт 6. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»
Опыты с воздухом
Опыт с воздухом №1» Надуваем воздушный шар»
Опыт с воздухом №2» Потрогаем воздух, поставим ладошку под струю воздуха»
Опыт с воздухом № 3 «посмотреть на воздух через пакет»
Опыт с воздухом № 4 «машем веером над водой»
Так же можно поводить экспериментирование со снегом, мыльными пузырями, магнитами и другими материалами.