Валентина Газарян
Особенности взаимодействия семьи и детского сада в организации трудового воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе проблема организации трудового воспитания детей дошкольного возраста представляет важность, как в практическом, так и в теоретическом плане. Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта, посредством организации трудового воспитания в дошкольной образовательной организации формируются основные положительные личностные качества, психологическая готовность ребенка к взрослой трудовой деятельности, у воспитанников развиваются умственные, физические способности, в процессе воспитательно-образовательной деятельности закладываются позитивные, дружеские взаимоотношения, дети привыкают работать коллективно, учатся ценить труд взрослых, сверстников [2].
Публикация «Особенности взаимодействия семьи и детского сада в организации трудового воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Семья и дошкольная образовательная организация являются важнейшими воспитательными институтами, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов обладает своими специфическими возможностями в трудовом воспитании дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для трудового развития ребенка дошкольного возраста необходимо их взаимодействие.
Процесс взаимодействия семьи и детского сада в организации трудового воспитания дошкольников предполагает решение следующих задач:
1. Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Создать условия для успешного сотрудничества с родителями.
3. Вовлекать семьи в единое образовательное пространство.
4. Настраивать детей и родителей на продуктивную совместную работу в соответствии с планом и правилами группы.
Взаимодействие семьи и детского сада в ходе организации трудового воспитания дошкольников происходит посредством проведения педагогом:
1) педагогических всеобучей (тематических бесед, лекций, собеседований, диспутов, тренингов);
2) родительских собраний, цель которых заключается во взаимном общении педагогов и родителей, обмене необходимой информацией для организации трудового воспитания дошкольников;
3) индивидуальных и групповых консультаций – форм установления связи педагогов с семьей по вопросам, связанным с трудовым воспитанием ребенка и достижению единой точки зрения в данной области.
Проведение педагогических всеобучей с родителями (тематических бесед, лекций, собеседований, диспутов, тренингов) по трудовому воспитанию дошкольников :
предоставляет родителям воспитанников возможность пополнить свои знания о возрастных, психологических, педагогических характеристиках ребенка дошкольного возраста, специфике общения с разными психотипами детей;
предоставляет педагогам возможность обучить родителей различным техникам воспитания трудовых навыков у их детей;
помогает педагогам в создании психологического комфорта в группе детей [3].
Проведение родительских собраний, цель которых заключается во взаимном общении педагогов и родителей, обмене необходимой информацией для организации трудового воспитания дошкольников :
1. Расширяет представления родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Привлекает родителей к совместным действиям детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольников.
3. Повышает педагогическую компетентность родителей в процессе использования разнообразных приемов трудового воспитания дошкольников.
Форма проведения собрания может быть в форме: дискуссии, мастер-класса, организации совместной трудовой деятельности, круглых столов по обмену опыта [4].
Проведение индивидуальных и групповых консультаций – форм установления связи педагогов с семьей по вопросам, связанным с трудовым воспитанием ребенка и достижению единой точки зрения в данной области.
Педагог знакомит родителей с задачами трудового воспитания дошкольников, характеризует трудовые навыки детей своей группы, особенно отмечая тех, кого отличает трудолюбие, большая самостоятельность и желание помогать другим.
В условиях вынужденной самоизоляции в период пандемии коронавируса организация трудового воспитания дошкольников является актуальной проблемой. В связи с этим, в рамках взаимодействия семьи и детского сада педагогам необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
В настоящее время вопрос дистанционного обучения дошкольников в условиях вынужденной самоизоляции стоит наиболее остро. С точки зрения психологической готовности всех участников образовательно-воспитательного процесса к такой форме обучения, данная проблематика заставляет их приспосабливаться, находить возможности поддерживать привычный образ жизни. Однако, постоянно меняющиеся требования к построению и организации воспитательно-образовательного процесса детского сада не представляется возможным выполнить без использования инновационных технологий, реализованный через применение компьютерных средств связи [5].