Ирина Романович
Особенности взаимодействия родителей с ребенком с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Особые дети, нетипичные дети, дети с отклонениями в развитии, дети с
ограниченными возможностями, дети с особенностями развития. Появление такого
ребенка в семье сопровождается особыми переживаниями родителей.
Вопрос к педагогам: «Как Вы думаете, какие чувства, переживания вызывает
появление особого ребенка у родителей?»
Гнев, горе, вина — именно такие чувства возникают у родителей, когда они узнают о
рождении ребенка с ограниченными возможностями. Эти чувства могут мешать сразу
Публикация «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
полюбить ребенка таким, каков он есть, тормозят построение гармоничных
взаимоотношений с ребенком. Родителям необходимо понять и принять свои негативные
чувства, для того чтобы полюбить своего «особого» ребенка. Взаимоотношения детей,
имеющих ограниченные возможности, с родителями формируются в ситуации
психологического кризиса, который имеет четыре фазы развития:
I. Шок. После шока у родителей возникает вопрос : «за что все это?». Окружающим
важно помочь пересмотреть родительский вопрос : «Почему мне дан такой ребенок?».
II. Реактивная фаза сопровождается реакцией родителей (отрицанием, гневом и
чувством вины, которая может помешать своевременному оказанию ребенку
медицинской и психолого-педагогической помощи.
III. Преодоление.
IV. Новая ориентировка.
Формирование адекватных взаимоотношений в родительской и детско-родительских
подсистемах является главной задачей при работе с семьей ребенка, имеющего
ограниченные возможности.
В психолого-педагогической литературе обращается внимание на роль правильно
организованного эмоционально развивающего взаимодействия матери с ребенком,
имеющим ограниченные возможности (Мастюкова Е. М., 2003). В то же время
недостаточно изучены взаимоотношения отцов с детьми и отличия во взаимоотношениях
мальчиков с матерями, мальчиков с отцами и девочек с матерями, девочек с отцами.
Наиболее уязвимы к нарушениям во взаимоотношениях лица мужского пола (Бережнова
Л. И., 2000, что позволяет предположить, что в семьях мальчиков с ограниченными
возможностями особенно необходимой является психологическая поддержка детскоотцовских отношений.
Формирование взаимоотношений детей с родителями происходит посредством
общения через межличностное отражение и под влиянием отношений, сложившихся в
обществе (Куницына В. Н., Панферов В. Н., 1992).
Проблемы взаимоотношений детей с родителями связаны : с мерой ответственности, с
нереализованными надеждами, с ожиданиями и целями.
Трудности семьи особого ребенка :
1. Стресс, вызванный рождением особого ребенка.
2. Страх от неуверенности в завтрашнем дне.
3. Ухудшение материального положения семьи.
4. Снижение социального статуса.
5. Повышенная тревожность, связанная с мнением окружающих.
6. Беспокойство о будущем.
7. Опасение не справиться с воспитанием особого ребенка.
8. Отсутствие общей системы абилитации (формирования способностей ребенка).
[Материалы авторских семинаров специалистов «Детского оздоровительнообразовательного (социально-педагогического) центра А. И. Бороздина» (г. Новосибирск)
в Томске 2012, 2013]
Родители, бессознательно использующие дисгармоничные стили воспитания,
усугубляют имеющую проблему развития ребенка и способствуют его невротизации.
Ведь само наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями рассматривается в
психолого-педагогической литературе как хроническая стрессогенная ситуация.
Личностные нарушения родителей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями, также негативно сказываются на состоянии нервной системы ребенка и
создают проблемы в детско-родительских взаимоотношениях. Одной из причин
возникающих сложностей в отношении родителей к детям, имеющим ограниченные
возможности, является неадекватная самооценка родителей, при которой возникает
неадекватное восприятие других. Чувство неполноценности, недостаточность
самоуважения и любви к себе — вот лишь немногие трудности таких родителей. Многие
сильные чувства, которые они испытывают, не находят выхода, не облекаются в
словесную форму, а это чревато появлением психосоматических симптомов (когда нет
слов для выражения чувств, начинает говорить тело на языке болезни, выбирая для
разговора самые слабые места организма). Можно отметить следующую особенность
детей, имеющих ограниченные возможности, — легкость возникновения нарушений во
взаимоотношениях с родителями.
Родителям необходимо относиться к ребенку как к здоровому, но в то же время
помнить, что он развивается по - особому. Только при таком отношении родители могут
уменьшить последствия заболевания ребенка.
Среди родителей детей с отклонениями в развитии преобладают родители со
следующими личностными особенностями : родители психосоматического типа, родители
невротичного и авторитарного типов. Приведем типологию родителей детей с
отклонениями в развитии (Ткачева В. В., 2005).
Портрет родителя психосоматического типа
1. Субъективно-индивидуалистичное переживание проблемы является
первопричиной особой ранимости.
2. Предрасположенность к высокой нормативности поведения, поведение корректное,
сдержанное.
3. Сдержанность в проявлении эмоций при реагировании на стресс, отсутствие
склонности устраивать скандалы и ссоры.
4. Склонность скрывать проблему ребенка от посторонних взглядов.
5. Настроение часто меняется на противоположное.
Портрет родителя невротичного типа
1. Повышенная тревожность, различные страхи, депрессия.
2. Склонность подчиняться сложившимся обстоятельствам, что может проявляться в
педагогической некомпетентности и иногда в отторжении ребенка, вызывающего стресс.
3. Некритичное оценивание возможностей своего ребенка, подсознательное
стремление скрыть его дефект, склонность выдавать желаемые результаты за
действительные.
4. Эмоциональное бессилие, не позволяющее позитивно оценить свое будущее и
будущее своего ребенка, которое представляется бесперспективным и малоинтересным.
5. Прожитая жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением
аномального ребенка.
6. У матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные
депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального
статуса, примитивизация поведения.
Портрет родителя авторитарного типа
1. Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться собственными
убеждениями и мнениями.
2. Некоторые родители этого типа могут отказаться от ребенка, оставив в роддоме.
Но чаще всего они проявляют стойкое желание найти выход из проблемы как для себя,
так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители
реагируют как на личное оскорбление.
3. Если дефект ребенка принимается, существует стремление преодолевать
проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.
4. Неумение сдерживать свой гнев и раздражение; отсутствие контроля над
собственными поступками, склонность к ссорам и скандалам.
5. В отношениях с ребенком возможны достаточно жесткие формы взаимодействия
вплоть до холодности и отстраненности от его проблем.
6. Неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты
жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). [Алексеева Е. Е. Что
делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. - СПб. :
Речь, 2008.- 224 (с. 40 – 47)]
II. Особенности взаимодействия педагогов с родителями ребенка с ОВЗ
Факторы, препятствующие эффективной работе с семьей:
Ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на
трудные вопросы).
Отсутствие опыта группового взаимодействия, непроработанность поставленной
задачи с точки зрения личностной значимости для родителей.
Трудности в налаживании коммуникаций между друг другом (закрытость
родителей).
Редкость и кратковременность такой работы.
Завышенные и нереалистичные ожидания от педагогов, психолога.
Неэффективно сформированные группы (в частности, наличие в группе
конфликтующих сторон).
Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что
родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные в «генах»,
стереотипы, например, такие, как: «я и так все знаю» - отрицание возможности
приобретения нового опыта, «чему Вы меня можете научить, я Вас старше» -
демонстрация превосходства возраста, «воспитание – не мужское дело» - пола, «Вы
психолог, педагог, Вы и занимайтесь» - долженствования и др. [Монахова А. Ю. Психолог
и семья: активные методы взаимодействия / Художник А. А. Селиванов. – Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг: 2002.- 160 с. : ил. (Практическая психология в
школе). С 7 – 13].
В этом случае одна из задач педагогов – напомнить об ответственности родителей
изложенных в основных нормативно-правовых документах.
III. Нормативно-правовая база родительской ответственности
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в
семейном окружении; в атмосфере счастья, любви и понимания.